Friday, January 8, 2010

« Долгим взглядом твоим истомлённая, и сама научилась томить ... »


Дышали твои ароматные плечи,
Упругие груди неровно вздымались,
Твои сладострастные тихие речи
Мне чем-то далеким и смутным казались.

Над нами повиснули складки алькова,
За окнами полночь шептала невнятно,
И было мне это так чуждо, так ново,
И так несказанно, и так непонятно.


И грезилось мне, что, прильнув к изголовью,
Как в сказке, лежу я под райскою сенью,
И призрачной был я исполнен любовью,
И ты мне казалась воздушною тенью.



Забыв о борьбе, о тоске, о проклятьях,
Как нектар, тревогу я пил неземную,—
Как будто лежал я не в грешных объятьях,
Как будто лелеял я душу родную.

( Константин Бальмонт )


Долгим взглядом твоим истомленная,

И сама научилась томить.

Из ребра твоего сотворенная,

Как могу я тебя не любить?

( Аннa Ахматова. 25 сентября 1921 )


А сейчас - абсолютно незатейливая песенка.
Ооочень простенькая, бесхитростная.
Но мелодия - потрясающая.
А потому что автор музыки - композитор Леонид Агутин.

Можно сколь угодно иронично и даже - ёрнически относиться к этому певческому дуэту
( да и относятся, чего уж там!),
но всё же - до чего хороши песенки. В их исполнении.
Именно - своей незатейливостью, лёгкой мелодикой, страстной , такой ... - эротичной - да, да! - подачей!
Уху... русская нашa, ругаемая ( и кем только!) - попсa!
Какое очарованье!
Без дураков!
Вот так, с работы явишься, усядешься, включишь незатейливый этот мотив ...
*устало смежила ресницы*
Красота ...


Не разлучайся, пока ты жив,
Ни ради горя, ни для игры.
Любовь не стерпит, не отомстив,
Любовь отнимет свои дары.


Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь.
Любовь не терпит земных разлук,



Печально гасит свои огни,
Под паутиной пустые дни.
А в паутине — сидит паук.
Живые, бойтесь земных разлук!

( Зинаида Гиппиус. Январь 1913. СПб )



« Две Дороги. Два Пути. »


Он её не заметит, просто мимо пройдёт.
Мимолётные взгляды - не в счёт.


И она не успеет что-то произнести.
С незаметной улыбкой пройти ...


Мы - счастливые дети надежды,


Этот призрачный мир белоснежный
Будет так нелегко вам найти.

Припев:

Две дороги, два пути,
Словно в косу, заплети.


Как по млечному пути,
Звёздною плыть рекой.


Две тропы нехоженых,
Две судьбы похожие.



Только их соединить очень нелегко.


Невозможно поверить в то, что трудно понять.
Можно целую вечность прождать.


Но он её не отпустит, и она не уйдет.
Мимолётные взгляды - не в счёт.


Вы - счастливые дети надежды.


В этот призрачный мир безмятежный
Совершаете первый полёт.



Припев:

Две дороги, два пути,
Словно в косу, заплети.


Как по млечному пути,
Звёздною плыть рекой.


Две тропы нехоженых,


Две судьбы похожие.


Только их соединить очень нелегкo.


Две дороги, два пути,
Словно в косу, заплети.


Как по млечному пути ,
Звёздною плыть рекой.


Две тропы нехоженых,


Две судьбы похожие.


Только их соединить очень нелегко.

*


Как правая и левая рука -
Твоя душа моей душе близка.


Мы смежны, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.


Но вихрь встаёт - и бездна пролегла
От правого - до левого крыла!

( Марина Цветаева )

Ну вот.
А ко всей страничке с простеньким этим напевом и великолепной серебряной поэтической россыпью - уникальные полотна польского художника ( ныне живущего и творящего - в Америке) - Томаша Рута/ Tomasz Rut.
Один из самых моих любимых художников современности.
Сколько красоты, гармонии и музыки - в волшебных его полотнах!

Все его живописные сюжеты повествуют о -... двух дорогах, двух путях, о судьбах переплетённых ...
Как на его полотнах - красивы , совершенны тела возлюбленных ...
Тела, смежные - блаженно и тепло ...
Это сюжет о том, как ... просто - рук не разнимут двое .
..

Его живопись - гимн влюблённым , заклинанье: ... с любимыми - не расставайтесь ...

Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь.
Любовь не терпит земных разлук,


Томаш Рут один из пяти лучших художников, живущих ныне. Обожаемый искусствоведами и коллекционерами, он считается автором нового стиля.

Томаш родился ( 1968 ) в Варшаве, отец был олимпийским атлетом, а мать опытным художником. Его первыми впечатления - стадионы Европы, где маленький Рут восхищался совершеннством человеческого тела. Рисовать начал раньше, чем говорить. Первая выставка юного вундеркинда состоялась, когда Руту было 11 лет и вызвала небольшой шок.
Потом он учился в Америке и получил высшие титулы варшавской Академии искусств. Восстанавливал старинные фрески, оформлял самые богатые особняки мира и всё больше тосковал по авторской живописи.

Стимулом к новой жизни стали работы для Версаче невиданных масштабов. Затем, проводя отпуск в Италии, Рут был поражён фресками Ватикана, изменившими его творчество. Все картины Томаша имеют одну стилистическую особенность - TBE (старящий процесс). "Вселенная убивает красоту. Аура распада добавляет этот кульминационный драматический момент, войну духовного и физического, - размышляет художник. - Я надеюсь донести красоту, какая она есть по-настоящему".


The intent of Tomasz Rut is that the audience for his paintings is inspired in a positive way by his depiction of the beauty in mankind. He purposefully ignores the dark side of humanity in his paintings, instead focusing on the good. “We are all spiritual beings, and we are capable of some wonderful acts and of creating a lot of beauty around us,” he acknowledges.

Rut is one of many artists today who seek answers to the questions of life’s mysteries and relationships. Yet he has found his own unique style in which to explore the realms of spirit and feeling, developing a substantial body of work that contains figures and symbols within a timeless, antiqued environment.


Born in Warsaw, Rut grew up in Poland, the only child of a father who was an Olympic athlete (he won a bronze as a hammer thrower), and a mother who was an artist. Through his father Tomasz met many great athletes. Then, after he retired from sport, his father carved out a new career, going on to get his diploma as a civil engineer. “He was a great inspiration to me,” says Tomasz.

His mother was a graduate of the Academy of Fine Arts in Warsaw, a painter who later took up tapestry weaving. “I grew up between track and field and her studio,where she always had a limitless supply of paint andpaintbrushes,” he recalls. “My earliest memory is drawing, not even speaking.” When he was aged 10, his mother arranged an art show in Warsaw for him, an event that garnered a mention in the local newspaper.

After graduating from high school, Tomasz came to the U.S. to attend art school at the Pratt Institute in New York City. He stayed for two semesters before returning to Warsaw to further study the technique of painting at the Academy of Fine Arts, earning a Masters degree in conservation, a Bachelor’s degree in chemistry and art history. “I was always fascinated by the older traditions of painting, and I needed to find out more about it,” he says, adding, “I was interested in restoration because through that I could learn how the paintings were made.”



At the Academy he took drawing and painting classes. “I had not decided what I would do in the future— stay in the field of conservation or pursue a career as an artist.” After graduating, he came back to the U.S., taking a position in art conservation for the Biltmore House, the Asheville, NC, estate owned by the Vanderbilt's, where the art and furnishings date back to the 15th century. From there he traveled the east coast, restoring large-scale murals in museums and mansions for such clients as the Smithsonian Institute and the Vizcaya Museum, a 1916 Italian renaissance-style villa in Miami.



Later he moved to Florida where he started painting again. “And that is when I discovered my style.” He translated his fascination for conservation and the work of the Old Masters, Italian Renaissance, and Baroque portraits, into his own paintings. After going to Rome he began creating images of winged horses and humans. His canvases display imaginary figures—centaurs, fauns, muses, and winged creatures. “I knew for the first time that this was my form of expression—something that came from my heart. It was then that I knew I would do this for the rest of my life.”


The style Rut developed was that of creating an antiqued, distressed, yet expressionistic look to his oil paintings, through layers of glazes. “I use solvents, rags, sponges, anything that I have to hand. It is almost like an action painting. Comparing myself to Pollock would be far-fetched, but I get that feeling.” Those who inspired him include Caravaggio, and Rubens; Neo Classical painters such as Poussin; and Michelangelo, who in his eyes, towers above all others. “I don’t reject the Modern Masters. I am not prejudiced against any form of art,” he explains. He is a fan of Picasso’s. He has also assimilated techniques of the Abstract Expressionists— the somewhat veiled way in which he renders his paintings.



The themes that appear in Rut’s art are linked by spiritual awareness. Angels are for consolation and assistance; mankind’s constant struggle between the forces of good and evil manifests itself through the depiction of horses and wrestlers. The passion of relationships appears in sensual embraces.

Spirituality and affinity are the threads that bring all of his characters and symbols together. At the same time, a sense of ambiguity pervades their interaction, takes them out of their historical context, and places them in the present. The viewer of his paintings can understand that these exploits of ancient gods and goddesses exemplify issues that confront the individual today.
After 13 years in his Palm Beach, FL, studio, Tomasz has moved south to Hollywood, FL, with his new wife Anu who grew up in Estonia. Their home on the water houses his new studio, with its high ceilings. He spends all day there, working from 9 a.m. to 5 p.m., often listening to classical music.

Rut is known for his monumental work (sizes range up to 70 by 48 inches), yet he never stretches a painting before it is finished. Rather, he unrolls the canvas on the wall, painting directly onto it. Among his accolades, Rut has been profiled as a great achiever in Who’s Who in 20th Century America and recognized in a Robb Report Best of the Best as one of the most collectable artists in the U.S. His paintings are held in the permanent collections of a number of museums.(c)


Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.


Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.


Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!
Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи...
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

(Марина Цветаева )


Я - есмь. Ты - будешь. Между нами - бездна.
Я пью. Ты жаждешь. Сговориться - тщетно.
Нас десять лет, нас сто тысячелетий
Разъединяют. - Бог мостов не строит.

Будь! - это заповедь моя. Дай - мимо
Пройти, дыханьем не нарушив роста.
Я - есмь. Ты будешь. Через десять весен
Ты скажешь: - есмь! - а я скажу: - когда-то ...

( Марина Цветаева )

*Вот и завершилось моё маленькое эротическое путешествие.
Превосходное и незабываемое. *

13 comments:

Anonymous said...

Трень-Бренечка, привет!
Посмотрела-послушала-почитала... В общем, глядя на это хитросплетение рук, тел и проч., и проч., вспомнилось, что была у Платона такая теория, будто бы раньше человек напоминал по форме шар. У него было четыре руки, четыре ноги и две головы, одновременно мужская и женская. Только вот это единое существо было слишком высокомерно, и Зевс, разгневавшись, разделил его на "мужскую" и "женскую" половинки. И лишь посредством поцелуя соединение должно произойти вновь. Поэтому философ нарёк поцелуй "обменом между двумя душами".

И вот до сих пор люди ищут и ищут свои, где-то заблудившиеся и затерявшиеся, души-половинки. Кто-то сразу находит, а кто-то всю жизнь ищет и, вроде бы, находит, но вдруг оказывается, что ошибся и снова ищет, а найти не может...
А ведь в идеале должно быть, ну, хотя бы так:

ОНА
Присядет есть, кусочек половиня,
Прикрикнет: "Ешь!" Я сдался. Произвол!
Она гремит кастрюлями, богиня.
Читает книжку. Подметает пол.
Бредёт босая, в мой пиджак одета.
Она поёт на кухне поутру.
Любовь? Да нет! Откуда?! Вряд ли это!
А просто так: уйдёт - и я умру.

Каковы последние строки, а?
"Без тебя нет меня" - вот это и есть ЕДИНЕНИЕ ДУШ.

P.S. Если что, то это стихотворение Евгения Винокурова.
P.P.S. Отдельное спасибо за стихи Зинаиды Гиппиус. Обожаю её.

Трень-Брень said...

Chimaira! Господи, умница ты моя. И - всезнайка( в самом лучшем и сокровенном смысле этого слова) И - тонко чувствующая - тоже в самом-самом верном смысле слова. Как же я тебя обожаю!

BTW. поместила стих З. Гиппиус и сразу о тебе вспомнила.

Кстати, кааак же затёрли это клише - о двух половинках души. Ужас. Как где прочту , меня начинает клинить. А вот полную версию прочла, (спасибо) даже сильней взгрустнулось. И - никакого, ни грамма *чутко к себе прислушалась* - раздражения.

Каковы последние строки, а?

Да.
+ Очень просто. Без затей.

Спасибо тебе, что заглянула в блог.

И где ты пропадаешь, а?
И где все пропадают?
Я таaaaaк скучаю.

Anonymous said...

Кстати, кааак же затёрли это клише - о двух половинках души. Ужас.

Ну, да, может ты и права насчёт набивших оскомину "двух половинок". В каком-то блоге или дневнике девушка на эту же тему написала: "Никакая я не половинка, меня мама целой родила!" :-)

Вот так вот бродишь-бродишь по просторам Инета, куда-нибудь да и зайдёшь, чего-нибудь да и найдёшь. Забрела на один блог. Его хозяин женился не так давно, может поэтому стихи такие, а может взаправду всё у него так удачно сложилось. Дай то Бог.

ПАЗЗЛЫ
Люди такие разные -
Словно мозаика, как паззлы.
Хоть и отличий не много,
Состыковаться не могут.

Часто подходят вроде бы -
Только чуть-чуть неровности.
Силу приложишь – и влазит,
Только не сложится паззл.

Так же всё в жизни и личной -
Вроде всё с виду отлично,
Но из-за мелких “откосов”
Паззл-семья не сойдётся.

Трудно найти, как пылинку,
Правильную половинку.
Счастье, что наш с тобой паззл
Не перекошен ни разу!
mao_dz_dun(с)

P.S. Ты, Тренечка, так замысловато-витиевато намекнула, что я - зануда. Мне ещё такие комплименты никто не отвешивал :-)))

Anonymous said...

Картины обворожительны!
Но не менее прекрасны в своей чувственности коментарии. Девченки, вы ... хороши!!
Я покоряюсь! :)
Voxel

Трень-Брень said...

P.S. Ты, Тренечка, так замысловато-витиевато намекнула, что я - зануда. Мне ещё такие комплименты никто не отвешивал :-)))

Ужас. Chimaira! Ты о чём? Даже и в мыслях не было - занудой наречь ...

*расстроилась и приуныла*

P.S. Стихи о "половинках" - ужасные( пардон май френч) , рас-клИшeные.

Трень-Брень said...

Картины обворожительны!
Но не менее прекрасны в своей чувственности коментарии. Девченки, вы ... хороши!!
Я покоряюсь! :)
Voxel


*несколько оживившись*

Да? Понравилось? Voxel! Ну и слава Богу.
А то, думаю - никто и не заглядывает в блог-то?

P.S. У меня в процесссе - ещё много тем, а я не успеваю. Следите за новыми поступлениями( продолжение темы: каверы "Killing me softly... " etc.)

И - сверху уже - бyду пристраивать новые темы.

Anonymous said...

Ужас. Chimaira! Ты о чём? Даже и в мыслях не было - занудой наречь ...

*расстроилась и приуныла*


Тренечка, если обидела тебя, прости Христа ради. Или у меня шутки плоские, или ты ещё не совсем "из чёрной полосы вынырнула", что так реагируешь.

Трень-Брень said...

Ой, и впрямь. Пустяки какие.
А я сразу же давай - губы дуть.
И ты меня, Chimaira, извини.
Что надулась.

А я, кcтати, ( эт я сворачиваю снова на тропинку поэзии)
хаживаю в ЖЖ Наташи Трубиновской, там тааааак интересно. И главное - оооочень искренне, безо всякого "ломанья" и всяких... напыщенных слов(с), без заумствований, как в других отечественных ЖЖ. Всё просто, душевно, жизненно и - со вкусом. Вся тематика тамошних разговоров.

А ещё увлеклась чтением верлибров. Ну...проооосто очарована.

Ka said...

К Агутину с Варум совершенно равнодушна.
А картины понравились. Оооочень чувственные... И мастерские.

Anonymous said...

А ещё увлеклась чтением верлибров. Ну...проооосто очарована.
А кого именно читаешь, есть какие-то предпочтения? Я несколько лет назад в газете, уж и не помню в какой, наткнулась на интересный эпиграф к одной статье, автором которого значилась Вера Павлова:

...Как мало мне дано природой-дурой:
пристраивать в единственный зазор
несложную мужскую арматуру.


Посмеялась... А потом решила узнать, что же ещё у неё есть.
В общем, прямо так, смело, с юмором про ЭТО, да, вообще, про женщину, про себя. Не всё, но многое понравилось...
Оказывается, она - верлибрист. Я и не знала, теперь буду знать.
А к картинам ещё может вот это подойти из ейного творчества :

...голой тёплою ладонью
всю меня отполируй…


Её сайт - http://verapavlova.ru/

Трень-Брень said...

Ох, что-то я замешкалась с ответами. Прошу прощенья. Навёрстываю.

Трень-Брень said...

,Ka комментирует...
К Агутину с Варум совершенно равнодушна.
А картины понравились. Оооочень чувственные... И мастерские.


Картины - да, бесподобные.
Как живые - фигуры!
И дышут страстью и томленьем.:)

Ка, а вот почему ты...кхм...равнодушна? Совсем-совем не нравятся? Почему? Ведь мелодист Агутин(аранжировщик etc. )- бесподобный, а?

А я так - млею.
И Варум - ну таaaaaкая лапушка( я ей всё прощаю!): как уставит - невинно /лукаво очи свои ореховые - в никуда конкретно , как - кругленько так - рот обозначит, типа - поёт она.... Ну до чего мила.

*смайл с влюблёнными, почти как у Агутина - глазьями*


И фигурка - такая точёная. Правда, подточила грудь, по всему видно, на пару/другую размеров, да?

Трень-Брень said...

Chimaira
А кого именно читаешь, есть какие-то предпочтения?


Да многое. Взахлёб.
И классиков, ( в переводе, конечно) отечеcтвенных - тоже( Блока, к примеру) и современников.

Из современных - Егор Бокалов( может - псевдоним?) Вот: Егор Бокалов.

http://stihi.ru/avtor/bakalov

Люблю, как сжато , двумя строчками - целые мини-рассказы - пишет Владимир Эрль (псевдоним):

плечистый грех остановился
трава не мёду суждена

***
Навстречу мне - хороший, дружелюбный, -
из подворотни смотрит человек.

***

Я знаю: так время стрекочет,
когда обрывается мир...

=========================

У Игоря Холина всё заточено под реалии быта. Как-то скушновато,( нету романтизЬму), но - забавно:

Морит клопов.
Он бухгалтер Гознака.
У Макаровых пьянка.
У Барановых драка.

***
Пили. Ели. Курили.
Пели. Орали. Плясали.
Сорокин лез целоваться к Юле,
Сахаров уснул на стуле,
Сидорова облевали.

***
Мороз сегодня крепкий!
Поеживаясь зябко,
Один — который в кепке —
Сказал другому в шапке.
А тот в ответ на это:
А ты что ж думал, лето?

* * *
Обозвала его заразой.
И он, как зверь, за эту фразу
Подбил ей сразу оба глаза...
Она простила, но не сразу.

=====================
У РЫ Никонова - вообще- кладезь! Чего тока и какой конструкции - не обнаружишь. но- славно :

Слишком
на небе
много облаков — трудно вынести

***

Он такой потрясающий ИГРОК СЛОВАМИ!
Для него буковки, что разноцветные то ли шарик, то ли мячик, то ли - мыльные пузырики!

ЖАБРЫ ВЕРЛИБРА.

Да
листва золотая округла
доупругла ее тулота
витиеваты ветвеи
ветра взапыль погружалибр

***
О Матрёнюшка
Тимофоюшка
Аматреночка
Тямафяшунька

===============

Вера Павлова.

Аха... Читала я её. У неё( емпни) всё про ЭТО.

Но кой-чего такое - цепляющее - есть:

Я -
та,
которая
просыпается
слева
от
тебя

=========

Словом, я могу бесконечно о любимом стихотворчестве вещать и делиться впечатленьями.

« Не хочу ни любви, ни почестей ... »

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, ...