Monday, December 13, 2010

« Знаю я, что меня берегут на потом ... »

 « Знаю я, что меня берегут на потом
И в прихожих, где чахло целуются свечи,
Оставляют меня гениальным пальто,
Выгребая всю мелочь, которую не в чем...»

( Л. Губанов.
Осень 1964.
"Серый конь" )


(художник Leon Wyczółkowski - "Весна в Гошчерадзе"
/  “Spring in Goscieradz” )


Я – дар Божий, я, дай Боже, нацарапаю
    Улыбнутся ветлы: на царя, поди?
    И заплещут – берег наш любимый,
    И за плечи белые обнимут.
    Скоро теплый ливень красных губ –
    Подставляй лицо, гори под струями
    И твори, лепи себя, как в студии –
    Скоро-скоро тёплый ливень губ.
    Скоро, одиночеством запятнанный,
    Я уйду от мерок и морок
    Слушать зарифмованными пятками
    Тихие трагедии дорог,
    Замирать и бить в ладоши гусем,
    Ждать, когда же, наконец, от горя
    Пастухи, беременные Русью,
    Стадо слов к моим устам погонят.

    ( Леонид Губанов. 1963. )




Сегодня я хочу познакомить друзей моего блога 
( и просто - гостей / случайно заглянувших)  
с прекрасным творчеством - Поэзией.
 Может, кто и знает о его творчестве ( значит - напомню), может, кому будет - в новинку.
 Я  уже который раз отодвигаю открытие тем - с его Поэзией.

Но сейчас твёрдо решила больше / дольше / дальше не отодвигаться.
 И потому - несколько тем/страниц будет сейчас  посвящено творчеству Великого ( без тени пафоса, но и без тени - лукавства) , Гениального Поэта.



 « Леонид Георгиевич Губанов.
(20 июля 1946, Москва — 8 сентября 1983, там же)
— русский поэт, создатель неофициального литературного кружка СМОГ. 
При жизни за исключением самиздата практически не публиковался. »



( художник Leon Wyczółkowski )

 Сказать, что строки завораживают необыкновенной образностью, невероятно правдивыми зарисовками жизни, щемящей грустью ... ( да, на мой взгляд, поэт остро предчувствовал свой скорый уход и красной ли нитью ( или чёрной-траурной/депрессивной? Ещё бы не депрессовать. Обладать уникальным гениальным поэтическим даром и 
быть непризнанным в стране, где родился и творил? )
нитью эта мысль прослеживается почти во всех его стихах...)) -  не сказать ничего.
 А впрочем ... читаем? Слушаем?




«Только в 2003 году, наконец-то впервые увидело свет наиболее полное собрание стихов уникального и для многих неизвестного, в силу хитросплетения объективных и субъективных причин, поэта. Издание, тиражом 30000 экз. подготовлено женой поэта Ириной Губановой и вышло в серии: «Поэтическая библиотека». Книга, вмещающая более 700 стр. имеет название: «Я сослан к Музе на галеры…» Здесь можно найти и предисловие Ирины Губановой, и небольшую предваряющую статья Ю. Мамлеева, под названием 
«Поэзия священного безумия», а в конце книги –
бесценные воспоминания тех, кто знал Л. Губанова лично и тех, кто непосредственно интересовался его творчеством и глубоко ценил его. Поэта знают очень немногие и, потому приведу хотя бы некоторые данные его биографии.



( художник Leon Wyczółkowski - "Пионы", 1900-10, пастель )


Поэт родился в 1946 году в Москве. Крещён в церкви Святой Троицы, что на Воробьевых горах. Мать – сотрудница ОВИР, отец – инженер. По окончании вечерней школы Леонид работал пожарным, в театрах: им. Станиславского и «На Малой Бронной», фото лаборантом в Торговой палате, был почтальоном и рабочим в булочной. В 1964 г журнал «Юность» опубликовал его стихотворение «Художник». Больше, при жизни поэта, на его родине не было напечатано ни строки.. В 1965 году Леонид Губанов организовал «Самое Молодое Общество Гениев» (СМОГ). Сейчас уже
трудно сказать, что больше повлияло на то, что дорогу к печатным изданиям Губанову закрыли прочно и, казалась, навсегда – публикация в «Юности», за которой последовало 12 злобных фельетонов или СМОГ с его скандальной известностью? В 1983 году поэт скончался в возрасте 37 лет в своей московской квартире на улице Красных зорь. Похоронен Леонид Губанов на новом Хованском кладбище в Москве.


Ю. Мамлеев, во вступительной статье к вышеупомянутой книге, говорит о том, что ещё при жизни поэта, многие считали, что поэзия Губанова совмещает в себе черты творчества Есенина и Маяковского, думаю что, скорее всего, это не так. Он открыл совершенно новый пласт русской поэзии и совершил беспретендентный провыв сквозь сложившуюся культурную реальность. Однако у Мамлеева можно прочитать следующее: «Было в его стихах нечто иное – презрение к логике и выход, благодаря этому на уровень
«поэзии безумия», точнее «священного
безумия», как это определяли древние. Да, это был и авангард, и есенинская надрывность, и «священное безумие», и потайной смысл…».



(художник Leon Wyczółkowski - "Маки",1904, пастель ) )


А вот что пишет, вспоминая Л. Губанова, Петр Вегин. …Передо мной стоял смущенный, очаровательный отрок, именно отрок, а не юноша, ибо его синеглазость была рублевско-сказачной, которая если и сохранилась ещё, так это в далёких северных деревнях.


«Это я, Лёня Губанов», ¾ произнёс он, шаркая ногами по половику, хотя на улице было сухо. На вид ему было лет 16, но оказалось, что уже 18 – большая разница. …..


«Полина, полынья моя…» – начал читать Лёня, и с первых же строк, возможно не во всём точных, но безумно искренних и красочных, он очаровал меня… Ему нравилось читать – и это было приятно. Нельзя было не очароваться этим мальчиком, более всего похожим тогда на незатейливую внешне, но неповторимую и волшебную деревянную церквушку в какой-нибудь, забытой людьми и Богом, русской глуши…


ПОЛИНА.
    (из поэмы)

    «Полина! Полынья моя!
    Когда снег любит, значит лепит,
    а я, как плавающий лебедь,
    в тебе, не любящей меня.

    Полина! Полынья моя!
    Ты с глупым лебедем свыкаешься
    И невдомёк тебе, печаль моя –
    Что ты смеркаешься, смыкаешься,
    Когда я бьюсь о лёд молчания.

    Снег лепит то мукой, то мукой,
    снег видит – как чернеет лес,
    как лебеди, раскинув руки,
    с насиженных слетают мест…»

Магия губановского слова держит  в состоянии восторженного напряжения. 
Тот вольный или невольный алогизм, который то и дело, чудным
промельком, пронизывает строки, воспринимается превыше любой логики. Ни одно из его стихотворений нельзя назвать выброшенной в отвал пустой породой. Поэзия Леонида Губанова – это ещё мало изведанный и не исследованный нами мощный духовный, культурный пласт, подлежащий внимательному рассмотрению. Нам ещё предстоит прикоснуться к его творчеству, почувствовать всю силу его воздействие на русскую поэзию.



    «В каморке сердца грустно и светло.
    И теплятся два новый увлеченья,
    и девочка воздушная в метро
    спешит к альбому или на вечерню.
    Я почерк её бисерный кляну
    и мраморные виллы обещаю,
    и нищую привязанность к вину
    на тротуара узеньких встречаю.
    Целую в лоб весёлею шпану,
    в сырых подвалах жду седьмого неба.
    Я почерк её бисерный кляну
    и паутину радужного крепа.

    По коридорам злобы и тоски
    давно не слышно шага фаталиста.
    В коморке сердца стынут образки,
    дымятся сплетни, харкают горнисты.
    А мне и губы больно приложить
    к святой доске, что с ликом Божьей Матери,
    всё время лгать и на алтарь спешить,
    пока тебя цыганки не взлохматили.

    Посторонитесь липкие уста,
    посторонитесь бабки повивальные,
    связать два слова за спиной Христа
    и угадать – какое погребальное?
    Потом святых пророков помянуть,
    Крестить поэму не в реке, а в речи,
    потом столетью плечи повернуть
    туда, где жгут малиновые свечи…»

Читателю остаётся только вдуматься, извлекая необходимое и близкое именно его душе, удивиться и восхитится столь неожиданным обращением с русским словом, благодаря которому поэт дарит нам, еще неизведанное чудо своего восприятия мира.

Поздравляю многих из вас с открытием для себя замечательного русского поэта Леонида Губанова. С его поэзией Вы можете познакомиться не только, купив по счастливому случаю, книгу его стихов, но и, в ближайшее время, по internet адресу: http://www.kaisart.sitecity.ru/ на сайте «Пространство озарения» в разделе «Поэты и поэзия».…»

Т. Кайсарова – редактор Центра СМИ МГУ
Член Союза Литераторов РФ …»


Если кому интересно, можно сходить по - этой ссылке, по - этой, ещё по - этой  --  
почитать о поэте Л. Губанове  - дополнительно.
 Я нааадолго застряла в инет-библиотеках, читала/перечитывала/сопереживала всем давнишним событиям  той -  времён СМОГа - жизни.

« Поэт Губанов читает свои стихи, оставляя далеко позади весь русский рок. »
Ты яблочно грустна.
Я — тайно даровит.
И я теперь узнал,
Что осень догорит.

Что на святой пирог
И шаткость корабля
напишет эпилог
Промокшая земля.

Что, как бы ни молил
Я — пьяное весло,
Что, как бы ни хвалил
Счастливое число,

Ты преображена
Для юности моей,
Как тот бокал вина,
С которым я светлей!

( Леонид Губанов )


К странице ( к первой странице с творчеством Л. Г. Губанова) - в начале - холсты (акварель/пастель)
Польского художника  Леона  Вычулковского / Leon Wyczółkowski. 

«Leon Wyczółkowski (Huta Miastowska near Garwolin, 1852 – April 11, 1936, Warsaw) was one of the leading painters of the Young Poland movement, as well as the principal representative of Polish Realism in art of the period. In 1895-1911 he served as professor of the Jan Matejko Academy of Fine Arts (ASP) in Kraków, and from 1934, ASP in Warsaw. He was a founding member of the Society of 
Polish Artists "Sztuka" (Art, 1897).»

«Леон Ян Вычулковский (польск. Leon Jan Wyczółkowski; 11 апреля 1852, Гута Мястковска близ Седльце — 27 декабря 1936, Варшава) — польский художник, график и рисовальщик, один из ведущих представителей движения Молодая Польша.»


 И дальше  -  по всей теме со стихами - акварели/работы
самого Поэта - Л. Губанова.

Веронике Лашковой.



Благодарю за то, что я сидел в тюрьме
благодарю за то, что шлялся в желтом доме
благодарю за то, что жил среди теней
и тени не мечтали о надгробье.
Благодарю за свет за пазухой иглы.
благодарю погост и продавщицу
за то, что я без паюсной икры
смогу еще полвека протащиться.
Благодарю за белизну костей
благодарю за розовые снасти
благодарю бессмертную постель
благодарю бессмысленные страсти.



Благодарю за серые глаза
благодарю любовницу и рюмку
благодарю за то, что образа
баюкали твою любую юбку.
Благодарю оранжевый живот
своей судьбы и хлеб ночного бреда.
Благодарю... всех тех, кто не живет
и тех кто под землею будет предан.
Благодарю потерянных друзей
и хруст звезды, и неповиновенье ...
благодарю свой будущий музей
благодарю последнее мгновенье!

( Леонид Губанов.
"БЛАГОДАРЮ" )

No comments:

« Не хочу ни любви, ни почестей ... »

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, ...