Friday, May 13, 2011

«Истина проста: никогда не возвращайся в прежние места ...»





Мимозу продают у магазина,
Голуби в небе —
          не знаю чьи,
И радужно сияют
          от бензина
Лиловые
     московские
             ручьи.

( Геннадий Шпаликов. Апрель 1956 )



По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу -
Кто меня вернет? -
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю,
Там, где - боже мой! -
Будет мама молодая
И отец живой.



( Геннадий Шпаликов )




Чего ты снишься каждый день,
Зачем ты душу мне тревожишь?
Мой самый близкий из людей,
Обнять которого не можешь.

Зачем приходишь по ночам,
Распахнутый, с веселой челкой,
Чтоб просыпался и кричал,
Как будто виноват я в чем-то.

И без тебя повалит снег,
А мне все Киев будет сниться.
Ты приходи, хотя б во сне,
Через границы, заграницы.

Геннадий Шпаликов. 29 октября 1974 )




«Чистые пруды, официально также Чистый пруд — пруд в Москве, ранее у стен Белого города, с XVIII века на Чистопрудном бульваре; это название носит и парковая зона на бульваре. Известен с XVII века как Поганый пруд; в начале XVIII века вошёл в состав московского имения А. Д. Меншикова, был вычищен
и с того времени получил название Чистый пруд или Чистые пруды.»

( Материал из Википедии )




И всё таки... подумала-подумала, решила , всё же,  сделать страничку
с песней, которая  прославила Игоря Талькова,  
которая, уверена, памятна и любима , если не всеми, то - многими.
Но сначала ( и в серёдке темы,  и в конце )
 внимательно читаем необыкновенные поэтические строки, да?
 Спасибо. 



Не верю ни в бога, ни в черта,
Ни в благо, ни в сатану,
А верю я безотчетно
В нелепую эту страну.
 
Она чем нелепей, тем ближе,
Она - то ли совесть, то ль бред,
Но вижу, я вижу, я вижу
Как будто бы автопортрет.
 
( Геннадий Шпаликов )
 
 


Я  в тему взяла стихи, любимые стихи Геннадия Шпаликова.
 Почему-то каждый раз, когда слышу эту песню - "Чистые пруды"- вспоминаю Шпаликовские строчки о том, что - ... никогда не возвращайся в прежние места..(с)Такой - "курьёз"?
Не знаю. 
 
 
 

Сквозь, насквозь,
А на устах невинных
Сквозь изморозь —
Море голосов воробьиных.

О, этот прибой,
Еле, но различимый,
Что мне поделать с тобой,
Если неизлечимо...
 
( Геннадий Шпаликов . Январь 1974.)
 
 

 
 И  мне почему-то всегда  зябко и тревожно.
 Оба поэта прожили так кОротко.
Всего 34 Земных года ...
 И обоих убило время.
 
 
 
 
«После аудиенции, по благословению Святейшего, гости, в сопровождении архидиакона храма архангела Рафаила Вениамина (Банина), посетили, на Ваганьковском кладбище, собрание близких, родных и почитатателей творчества невинно убиенного 19 лет назад, 6 октября 1990 года, великого певца России, мученика Игоря Талькова. Роковой выстрел в певца, автора песен, киноактера Игоря Талькова прозвучал ровно 20 лет назад - 6 октября 1991 года.
Игоря  застрелили в Санкт-Петербурге во время концерта. За год до этого он снялся в фильме «За последней чертой», где его герой был застрелен.
 
 

 
Игорь Тальков родился 4 ноября 1956 года в селе Грецовка Тульской области. Родители Игоря были репрессированы и познакомились в местах заключения. После реабилитации они были сосланы в Тульскую область с запретом на выезд. Музыкой Тальков начал увлекаться с раннего детства. Учился в местной музыкальной школе по классу баяна, также освоил игру на гитаре, скрипке, барабанах и фортепиано. В выпускных классах возглавил школьный хор.
Известность  Игорю Талькову принесла песня Давида Тухманова «Чистые пруды». В 1987 году она попала в передачу «Песня года». Настоящую популярность артисту принесла песня «Россия», которую он написал в конце 80-х. Он автор композиций «Вернусь», «Метаморфоза-2», «Совки», «Война», «Бал сатаны», «Дождь»...» 
 
 
 
 
Далеко ли, близко
Прежние года,
Девичьи записки,
Снов белиберда.
 
Что-то мне не спится,
Одному в ночи —
Пьяных-то в столице!
Даром, москвичи.
 
Мысли торопливо
Мечутся вразброд:
Чьи-то очи... Ива...
Пьяненький народ.
 
Все перемешалось,
В голове туман...
Может, выпил малость?
Нет, совсем не пьян.
 
Темень, впропалую,
Не видать ни зги.
Хочешь, поцелую —
Только помоги.
 
Помоги мне верный
Выбрать в ночи путь,
Доберусь, наверное,
Это как-нибудь.
 
Мысли торопливо
Сжал — не закричи!
Чьи-то очи... Ива...
Жуть в глухой ночи.
 
( Геннадий Шпаликов. 21 июля 1954 )
 
 
 

Когда-то читала, что Игорь Тальков немного расстраивался, когда - позже -
на концертах его просили именно эту песню исполнить.
 Ну а как же?
Как сейчас говорят - визитная карточка? (с) Хотя,  самой главной, конечно, была песня " Россия".
 
 
 

  А я переслушала ( вот - на днях) многих исполнителей чудесной этой песни - "Чистые пруды". Каверы, так называемые. 
 Стас Пьеха спел её сдержанно так, но показалось - бесцветно.
 С каким-то чумовым надрывом - Г. Лепс.
Ужас какой-то...
 
 

 
Песня чудесна музыкой / переливами аккордеона - Д.Ф. Тухманова и слова такие - щемящие.
 Но исполнение - именно Игорем Тальковым - неповторимо.
 Она настолько щемяще грустна, она настолько искренне исповедальна, она настолько непередаваемо  трагична - в песенном пересказе любимого певца: этот подёрнутый   безысходной тоской и  надтреснутый какой-то  чудовищной интуитивной вибрацией -
чуть хрипловатый голос ...
 Уму непостижимо -  такая боль ...

А сейчас "тюбик" пересматривала/слушала ... 
Как он поёт,  наигрывает на аккордеоне.
Потом - в конце песенного сюжета - бережно  положил  его на сцену и стал
 медленно удaляться - ввысь - по лестнице и застыл - полуобернувшись ...
 
 
 
 
Слушаем?
 Грустим?
 
«Чистые пруды»

Автор текста - Фадеев Л.  Композитор -Тухманов Д. 
Исполняет - Игорь Тальков.

 
 
 
О, когда-нибудь, когда?
Сяду я себя забуду,
Ненадолго — навсегда,
Повсеместно и повсюду.
 
Все забуду, разучусь,
И разуюсь и разденусь,
Сам с собою разлучусь
От себя куда-то денусь.
 
( Геннадий Шпаликов. Декабрь 1973 )
 
 


У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг уединиться,
 
 
 
 
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томится.

 
 

 
Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды,
  
 

 
Чистые пруды, веков зеленый сон,
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.




(проигрыш. аккордеон)
 
 

 
 
И я спешу туда, там льется добрый свет,
И лодки на воде, как солнечные пятна,
 

 
 
Отсюда мы с тобой ушли в круженье лет,
И вот я снова здесь, и ты придешь обратно.

 
 
 
Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды,




Чистые пруды, веков зеленый сон,
 

 
 
 

Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.

 

 
Однажды ты пройдешь бульварное кольцо,
И в памяти твоей мы встретимся, наверно.
 
 

 
И воды отразят знакомое лицо,
И сердце исцелят, и успокоят нервы.
 
 

 
Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды,
  
 
 
 

Чистые пруды, веков зеленый сон,
 

 
 
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон .

 
 
(проигрыш. аккордеон) 
 
 

 
У каждого из нас на свете есть места,
Что нам за далью лет и ближе, и дороже,
 
 
 

Там дышится легко, там мира чистота
Нас делают на миг счастливей и моложе.
 
 

 
Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды,
 
 
 
 
Чистые пруды, веков зеленый сон,
 
 

 
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.




(проигрыш. аккордеон)
 
 
 
 
 
А ко всей странице с  любимыми Шпаликовскими строчками, с песней/балладой о "Чистых прудах"...думала-думала ...- чью живопись присовокупить?
 Поверьте, соблазн "нарисовать "- под каждой строчкой - по аккардеону -  был ооочень велик.
 Но ведь это же тааак очевидно и  неинтересно.
 Аккордеон - задумчиво , нежно и трогательно ... подумалось мне, 
 должен "звучать" за "кадром" живописи, так же, как неназойливо и изящно звучит он в
этой бесподобной Тухмановской песне, так великолепно,
так незабываемо когда-то спетой Игорем Тальковым.

 

 И , так мне кажется -  как нельзя лучше, подошли к теме - живописные, нежные, насыщенные грустью, раздумьями, тревогой и... надеждой,  и в них  - много-много щедро разлитого света ... - полотна одного из самых  моих любимых русских художников 
( за новыми поступлениями его творчества я пристально  слежу) 
- Волгоградца Андрея Выстропова.
 Не правда ли, когда разглядываете эти великолепные холсты -
слышите  нежные  переливы аккордеона?
 

 
 
«Год 1961-й, число 26-е. Над Волгоградом снежное декабрьское небо. Волга скована льдами, а в одном из рабочих районов города-героя громким криком известил о своем рождении Андрей Выстропов

Тогда в семье Выстроповых и представить никто не мог, что на свет появился будущий художник. Рисовать Андрей начал в пятнадцать лет. Но, как человек неугомонный и увлеченный, жизни без мольберта
и красок уже не представлял.
 
В семнадцать он поступает на художественно-графический факультет педагогического института им.Герцена в Ленинграде. 

Проучившись там три года, Андрей решается представить ученому совету Академии художеств 30 своих картин, и тут его ждал первый успех. Выстропов был принят без экзаменов на второй курс Академии живописи, ваяния и зодчества им. Репина.

Такое случилось впервые за все время существования Императорской академии. На третьем курсе он поступил в мастерскую профессора Е.Е.Моисеенко. В Питере за годы учебы он серьезно изучил технику старых итальянских мастеров, копируя работы 
великих художников в Эрмитаже.
 
В 1987 году закончил академию, а дипломную картину Вдовы комиссия оценила на отлично. Полотно Вдовы одержало победу во Всесоюзном конкурсе дипломных работ художественных вузов. Картина Вдовы побывала и за океаном, экспонировалась в Нью-йоркской академии художеств как образец для обучения живописи.


 

В 1991 году Андрей уезжает в Прагу, где вместе с братом Василием создает европейское Арт-агентство Сталкер. За десять лет они провели более ста персональных выставок в Европе и Америке. Творчество Андрея Выстропова получило широкое признание.
В 1997 году он выполнил большую работу по росписи Евангелического костела в Германии из семнадцати композиций на темы Ветхого и Нового заветов. Оформил театр-мюзикл Вебера, автора Иисуса Христа суперстар, Кошек и др.
 
 
 
 
14 июня 2001 года на пресс-конференции в Центральном Доме журналистов в Москве Андрей Выстропов объяснил причину возвращения домой. Андрей говорил о российской духовности, которой ему так не хватало на Западе, о желании расписать строящийся Храм Всех Святых на Мамаевом кургане. В родном городе он построил дом,
 обрел счастье в любви и рождении сына.
 
 
 
27 ноября 2001 года с большим успехом прошла выставка лучших работ Андрей Выстропов в залах Академии художеств Москвы, которая стала творческим отчетом к его 40-летию. Около ста работ были представлены на суд взыскательной московской публики.
Андрей художник своеобразного таланта, богатой фантазии, поэт краски и линии своим неповторимым творчеством открыл яркую страницу в истории русской живописи.»
 
 


«Essay by Piotr Letvinsky
Honored painter of Russia, Professor of the V.I. Surikov Insitute, Moscow
His pictures are a special space, not only constructed according to the classical laws of perspective, but also saturated with emotions of contemporary reality. Each canvas is the beginning of a long reflection, an immersion in a world of complex associations.
Each is distinguished with simplicity, clarity and great technical skill. There is a close connection between the spirituality of the image and the technical accomplishment - one of the main lessons learned by Vystropov from the technique and art of the renaissance masters. These lessons are enriched by the experience of a person who has already entered the new millennium, whose vital questions are: What is the meaning of life? What is the meaning of good and evil? Vystropov is trying to find answers to these questions but, as in life, the answers cannot be unequivocal.
 
 
 
 
The artist's series "Twelve Months" personifies the harmony of Nature's ongoing renewal. In the painting entitled "Everybody Carries His Cross", life consists of tragic spiritual searching and suffering, something that everyone experiences to a greater or lesser degree. The meaning of the painting "Good and Evil" is a scrupulous moral search in a sequence of life conflicts.
Between, 1994-1995, Vystropov took part in two major art projects. The first of them was in Furstenhagen Church, near Berlin, where the artist designed seventeen stained-glass windows, depicting scenes from the Old and New Testaments. This work was one more interpretation of biblical myths, laconic and tragic.
 
 
 
 
The second project, connected with the opening of the Rhein-Main Theatre near Weisbaden, was an artistic illustration of myths of the present day. Vystropov has created four large paintings devoted to the Andrew Llloyd Webber musical "Sunset Boulevard", which has been paying at that theater since 1995. Together with these major art projects, Andrej Vystropov has been constantly creating new pictures. Each of them is a strong alloy of spiritual insight, scrupulous intellectual work and masterly technique. Each of them is a search and a discovery. 
These canvases are the essence and the meaning of the artist's life. »
 
 
 
 
Звон трамвая голосист и гулок,
Парк расцвечен точками огней,
Снова я пришел на переулок -
Переулок юности моей.
 
Над асфальтом наклонились вязы,
Тенью скрыв дорожку мостовой.
Помню, как к девчонке сероглазой
Торопился я под выходной.
 
Как, промокнув под дождем веселым,
За цветущий прятались каштан,
Девочка из сорок третьей школы
И до слез смущенный мальчуган.
 
Мне хотелось слез необычайных,
Клятву, что ли, дать или обет.
Этот дождь, короткий и случайный,
Стал причиной близости к тебе.
 
Знаю - случай ничего не значит.
Но сегодня поздно пожалел,
Что могло случиться все иначе,
Если б дождь подольше прозвенел.
 
Звон трамвая голосист и гулок,
Парк расцвечен точками огней,
Снова я пришел на переулок -
Переулок юности моей.
 
( Геннадий Шпаликов )
 
 
 
 
С паровозами и туманами
В набегающие поля
На свидания с дальними странами
Уезжаем и ты и я.

Уезжаем от мокрых улиц,
Безразличия чьих-то глаз,
Парусами странствий надулись
Носовые платки у нас.

Мы вернемся, когда наскучит
Жизнь с медведями, без людей,
В город мокрый и самый лучший,
В город осени и дождей.
 
( Геннадий Шпаликов. 1955 )

 
 
Отпоют нас деревья, кусты,
Люди, те, что во сне не заметим,
Отпоют окружные мосты,
Или Киевский, или ветер.
 
Да и степь отпоет, отпоет,
И товарищи, кто поумнее,
А еще на реке пароход,
Если голос, конечно, имеет.
 
Басом, тенором — все мне одно,
Хорошо пароходом отпетым
Опускаться на светлое дно
В мешковину по форме одетым.
 
Я затем мешковину одел,
Чтобы после, на расстоянье,
Тихо всплыть по вечерней воде
И услышать свое отпеванье.
 
( Геннадий Шпаликов. Декабрь 1973 )


 

4 comments:

Anonymous said...

Не могу не сказать Вам в очередной раз огромное спасибо за ваши темы!На этот раз я в восторге от картин!Особенно после посещения музея современного искусства ,которое кроме удивления и даже отвращения от выставленных там на 5-ти этажах!"работ" не вызвало!А накануне прочитала рассказ Татьяны Толстой о "черном квадрате" Малевича и очередной раз поняла,что не я одна такая "дура",которая не любит его и всех тех,кого он "породил" или кто пытается изобразить что-то подобное-чем хуже,тем моднее?!Никакого эстетического наслаждения от такого "искусства" не получить.Пришла и к Вам в блог за очередной порцией радости от НАСТОЯЩЕГО и ВЕЧНОГО!Извините за столь пространное сообщение.
Все та же Ирина.

Трень-Брень said...

Извините за столь пространное сообщение.
Все та же Ирина.


Здравствуйте, Иринушка.
Ну что Вы! Наоборот - очень рада за столь пространное сообщение( ну- наконец-то, дождалaсь)

Не могу не сказать Вам в очередной раз огромное спасибо за ваши темы!На этот раз я в восторге от картин!

И Вам - спасибо..за спасибо! Живопись да - бесподобна! Правда, здорово "улеглась" в нежные грустные песенные раздумья?

На этот раз я в восторге от картин!Особенно после посещения музея современного искусства ,которое кроме удивления и даже отвращения от выставленных там на 5-ти этажах!"работ" не вызвало!

Да? Как любопытно. Совсем - совсем ничего не задело? Я, в общем-то, тоже не в восторге от современного модернового искусства.

А накануне прочитала рассказ Татьяны Толстой о "черном квадрате" Малевича и очередной раз поняла,что не я одна такая "дура",которая не любит его и всех тех,кого он "породил" или кто пытается изобразить что-то подобное-чем хуже,тем моднее?!Никакого эстетического наслаждения от такого "искусства" не получить.

Я не буду столь категоричной по поводу творчества К. Малевича. Хм... Тоже не понимаю всей этой "шумихи" вокруг "чёрного квадрата".

Кстати, в эссе Т. Толстой мне больше всего, помнится, понравилось ироническое замечание, что мол этот квадрат мог бы закрасить и ребёнок( да сил бы не хватило) или душевнобольной - да любой. А вот закрасил и сделку с Демоном заключил К. Малевич.

А ведь у Малевича( я не в восторге - повторюсь- от живописи - в целом Малевича) много других любопытнейших работ. Очень много занятного фигуративного.
Но ведь главное его это - фуртуризЬм?

Меня всегда изумляет: до чего прекрасны стихотврные футуристические( любимый навсегда игрок словами/словотворец - И. Северянин!) опусы поэтов любимой Серебряной поры и почему меня так напрягает живописный футуризЬм?

Может, потому что основопoложнкики всё же - итальянцы, а наши лишь - последователи? И как-то всё несуразно и надрывно/безобразно?
Но я не - знаток, так - рассуждаю -- простая дилетантша..

И ещё. Я очень...кхм..сложно отношусь к фигуре Т. Толстой.

Когда-то взахлёб читала написанное ею ( а в данном эссе она понамешaла всего в кучу: тут Казимир и Лев, тут и фонд /страдальцы и Анна Каренина.... семейные узы и призыв Графа самим себе шить сапоги и шить иx непременно криво... Мрак...И все - Бесы с Демонами...)а потом резко перестала.

Да ещё угораздило пару передач посмотреть, где они с Дунькой( или Дуняшей?) злословничают.(c)


Пришла и к Вам в блог за очередной порцией радости от НАСТОЯЩЕГО и ВЕЧНОГО

Cпасибо.
Заглядывайтe почаще, Ир. Вернее, я знаю, что Вы - постоянная участница моего блога. Но - почаще - в смысле - так пространно. Очень мне нравится с Вами побеседовать.

Это же так здорово, когда есть точки соприкосновения. Не квадраты, конечно, а всего лишь - точки...

Anonymous said...

В очередной раз убедившись в правоте строчек "Истина проста: никогда не возвращайтесь в прежние места...", случайно набрела на созвучную моему душевному состоянию тему в вашем блоге! С каким то трепетом почувствовала, что вы-мой единомышленник. Всё о чём вы рассказали и показали, мне близко по духу!!!А живописные работы Андрея Выстропова просто заворожили-ощутила на себе и дуновение ветерка и запах инея и шорох листопада и звуки ливня и лунный свет и волшебство ночи- и всё это действительно зазвучало велеколепной музыкой в унисон с замечательными стихами Геннадия Шпаликова. Спасибо за возможность прослушать ещё раз любимую песню Игоря Талькова,которую НИКТО уже так не споёт!!! И не только прослушать, но и прочувствовать и увидеть!!! Ольга

Трень-Брень said...

Здравствуйте, Ольга!
Ах, замечательное какое имя!

Спасибо Вам за родство души.

Их, родственных душ..- ну ... совсем-совсем немного.

Берегите себя, пожалуйста.

Трень-Брень.

« Не хочу ни любви, ни почестей ... »

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, ...