Friday, December 23, 2011

«Ах, эти чёpные глаза меня пленили ... »


Чёрные глаза – жара,
В море сонных звёзд скольженье,
И у борта до утра
Поцелуев отраженье.

( Р. Киплинг )


Сегодня - тема о чёрных глазах.
 В - поэзии.
В  - музыке/пении.
В - живописи.
 Наверное, последняя моя тема о - Танго (ну ..., я  буду возвращаться к этой теме - Танго. Неисчерпаемая,  потому что. Но кaк-нибудь - позже)
 Зима настала. 
Нужны другие, наверное, темы?
Более - зимние? 



Оскар Строк.
В предыдущей моей теме была песня-танго-посвященье Королю Танго.
А сейчас - одно из самых известных и знаменитых его -  Танго. 


 В эти желтые дни меж домами
Мы встречаемся только на миг.
Ты меня обжигаешь глазами
И скрываешься в темный тупик...

Но очей молчаливым пожаром
Ты недаром меня обдаешь,
И склоняюсь я тайно недаром
Пред тобой, молчаливая ложь!

Ночи зимние бросят, быть может,
Нас в безумный и дьявольский бал,
И меня, наконец, уничтожит
Твой разящий, твой взор, твой кинжал!

( Александр Блок )


«Оскар Давидович Строк (6 января 1893 — 22 июня 1975) - латвийский  и советский композитор. Выдающийся мелодист, прозванный ещё при жизни «королём танго».
Строк родился в Динабурге (ныне Даугавпилс) (Российская империя; ныне Латвия). Учился в Петербургской консерватории по классу фортепиано и работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Нужда заставила  студента подрабатывать тапером в кинематографе.Ему приходилось аккомпанировать на концертах многим звёздам эстрады, в частности выдающейся певице Надежде Плевицкой. На одном из сеансов он и знакомится с очаровательной Луизой Фаданелли–Шустлер — наполовину австрийкой, наполовину итальянкой. В 1921 году молодая семья переезжает в Ригу. 


Строк открывает издательство, выпускает нотные сборники, журналы. Но через некоторое время новое увлечение - красавицей–француженкой. Строк бросает все и переезжает в Париж. Там же возобновляет работу издательства. Издательство прогорело, любимая ушла. Оскар возвращается на берега Даугавы. Пытается найти счастья в бизнесе — открывает кабачок "Барберина" на Бривибас, недалеко от Александро–Невской церкви. Однако, в радиусе 500 метров от храмов запрещена торговля алкоголем. Вскоре "Барберину" закрывают, а владельца за долги упекают в тюрьму. Другой бы застрелился, а Строк не унывает. В тюрьме он сочиняет танго "Банкрот"!


Слава короля танго приходит к нему в 1930–е. "Черные глаза", "Скажите, почему", "Синяя рапсодия" быстро становятся шлягерами. Пластинки с песнями Строка выпускают крупнейшие студии грамзаписи Европы. А в Риге их первый исполнитель Константин Тарасович Сокольский, уроженец Латгалии, друг композитора. Аккомпанирует Сокольскому сам автор.
В 1930–е он познакомился с Шаляпиным: "Приехав как–то в Ригу, Шаляпин разыскал меня, пригласил в гостиницу "Метрополь" и после угощения, лукаво посмотрев, начал, аккомпанируя себе на рояле, напевать мои песни, — вспоминал Строк. — Он понимал, как приятно мне, что он, великий русский артист, знает мои скромные произведения. Потом он попросил сыграть что–либо из моих инструментальных вещей, известных тогда по записям на пластинках английского хора…" 



Основные годы жизни и творчества Строка прошли в Риге, жил также в Париже, Берлине, Харбине, Алма-Ате и Москве. Во время Второй мировой войны, находясь в составе фронтовых концертных бригад действующей армии, он создал множество патриотических песен (среди которых — «Мы победим», «Фронтовой шофер»). В эти военные годы были у Оскара Строка и совместные гастроли с Клавдией Шульженко. Выступал как композитор, солист и аккомпаниатор, принял участие в конкурсе на создание Государственного Гимна СССР и в работе над саундтреком к кинофильму «Котовский» . В этом фильме Строк снялся в эпизодической роли аккомпаниатора в белогвардейском кабаке.


После войны легкая и танцевальная музыка западного образца оказывается под запретом. Оскара Строка — автора свыше трёхсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира, исключают из Союза композиторов Латвии, посчитав его музыку безыдейной. В Советском Союзе новые пластинки с записями его песен и инструментальных композиций начинают выходить лишь в начале 70-х гг.



Деньги композитору в этот период пришлось зарабатывать как и в молодости — аккомпанировать в кафе, ресторанах, когда приглашают - в санаториях и домах отдыха. Он не унывал. Даже на склоне лет не любил разговоров о возрасте. "Мне не 80, а два раза по 40".
Из небытия имя Строка советским слушателям возвращают  в начале 1970–х. Фирма "Мелодия" выпускает две пластинки с его мелодиями.
22 июня 1975 года композитору вызвали "скорую". Он, как всегда, шутил, играл для врача на рояле, подписал на память пластинку. А через несколько минут его не стало.  Хоронили Строка в Шмерли в присутствии немногих друзей и близких. "Была полная тишина, — вспоминал Константин Сокольский. — Ни официальных речей, ни телеграмм соболезнования. И вдруг словно тонким серебристым ручейком полилась мелодия — зазвучали "Черные глаза". Это заиграл на скрипке Павел Муллер. Потом скрипка на мгновение умолкла и вновь запела — "Спи мое бедное сердце". 
Слезы выступили на глазах у провожавших в последний путь своего друга".»


 Кто - самый незабываемый и неповторимый певец, воспевший чёрные глаза?
 Конечно же - Пётр Константинович Лещенко!


 «Пётр Константинович Лещенко (3 июля 1898 — 16 июля 1954) — русский и румынский певец, артист, ресторатор. Владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.»



 О грустно мне!.. Вся жизнь моя — гроза!
Наскучил я обителью земною!
Зачем же вы горите предо мною,
Как райские лучи пред сатаною,
Вы — черные волшебные глаза?

( Александр Полежаев. из стихотворения "Чёрные глаза") 


Слушаем? 
Наслаждаемся? 
Любуемся?


«Чёрные глаза»

Муз.- О. Строк.
Слова - А. Перфильев.
 Исп.- П. Лещенко.



Прерывно пенье,
Так плачет во сне младенец.
В черных глазах томленье,
Как у восточных пленниц.

(Н. Гумилёв. Из - "Дева-Птица") 


Был день осенний, и листья гpустно опадали.
В последних астpах печаль хpустальная жила.


Гpусти тогда  с тобою мы не знали, ведь
Мы любили и для нас весна цвела.


Ах, эти чеpные глаза меня пленили,
Их позабыть не в силах я,
Они гоpят пеpедо мной.


Ах, эти чеpные глаза меня любили,
Куда же скpылись вы тепеpь,
Кто близок вам дpугой?


Ах, эти чеpные глаза меня погубят,
Их позабыть нигде нельзя.
Они гоpят пеpедо мной.


Ах, эти чеpные глаза, кто вас полюбит,
Тот потеpяет навсегда
И сеpдце, и покой.


 Очи чёрные , очи страстные,
 Очи милые и прекрасные...


 Как люблю я вас.
 Как боюсь я вас.
 Знать, увидел вас -  не
в добрый час...



 (проигрыш) 


Ах, эти чеpные глаза, кто вас полюбит,
Тот потеpяет навсегда
И сеpдце и покой.


 Какое великолепное танго!
Какой чарующий голос!
А к теме с  танго Оскара Строка в великолепном звучанье П. Лещенко, (обожаю его голос!) с разнообразными ( разных поэтов)  строками о чёрных глазах: ах, эти чёрные глаза ...- я выбрала, не долго думая,  живопись Американского художника - Bill Brauer.


Ведь нужно было соединить : и слова/текст    - о чёрных глазах,    и  музыки очарованье - о чёрных глазах ,   и звучанье - такое незабываемое ... голос ... - такой чарующий, такой ...- насыщенный волнующим эротизЬмом -   о чёрных глазах ...


 Ах, сколько чёрных глаз - в живописи этого художника!
Сколько  скрытого эротизЬма! 
Сколько Танго - в его великолепных живописных сюжетах! 
Чудо какое - поющие эти,  танцующие танго ... - черноокие - холсты! 

«Bill Brauer works are awesome ...»

 «Bill Brauer.
Bill Brauer has studied and utilized the concepts and techniques of Renaissance masters while adding a distinctly modern edge to each painting.

The work is more about shape and placement than story telling. 
A single light source allows him to plan and control light and dark patterns in each piece.

His female figures are provocatively situated into these design elements becoming the narrators of each piece.

Based on mythological themes, dancing and beauty, Brauer paints as if hypnotized or haunted by his own muse. Sometimes seen as controversial Brauer's women can be viewed as contemplative, erotic and on occasion objectified. 
Painted in warm earthy colors that cast a glow over each woman, they appear sensual and inviting to the viewer. Brauer feels the art of sensuality is falling by the wayside. He does not necessarily want his subjects to be sexy, but instead sees them as just "natural, beautiful women" but with an air of mystery.


 Born in New York, artist Bill Brauer started his career as an illustrator and print maker. Upon moving to Northern Vermont over thirty years ago, Brauer found that printmaking limited the size and color of his work so he began to work with oil paints. He has taught at several colleges and schools throughout Vermont and has been a driving force in advocating for artists in the area. His work has been exhibited in numerous shows over the last thirty-two years including the Brooklyn Museum and the Southern Vermont Art Center.» 


 Девушки, те, что шагают
Сапогами черных глаз
По цветам моего сердца.
Девушки, опустившие копья
На озера своих ресниц.
Девушки, моющие ноги
В озере моих слов.

( Велимир Хлебников.1921. )

2 comments:

Anonymous said...

Здравствуйте,Трень,
Очень понравилось...а это к заманчивым картинкам...



О,эти чёрные и влажные глаза,
В которых отражён огонь камина,
И Ваша кожа с запахом жасмина,
Пучок волос с оттенками кармина
И этот стан как спелая лоза!

Благодарный Изосим

Трень-Брень said...

Ах, милый Изосим!
Простите Бога ради, что сразу не ответила.
Спасибо Вам.
За - понимание.
Заглядывайте почаще, я ведь скучаю по нашим с Вами посиделкам.
С Наступающим Вас - Новым Годом! Будьте счастливы!
Творческих/поэтических Вам - успехов!
Ваша Трень-Брень.

« Не хочу ни любви, ни почестей ... »

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, ...