Monday, July 12, 2010

« ... по ниточке ходить я не желаю ... »



Я – твоя марионетка. Крепки нити на запястьях.
Головой качаю ладно, улыбаюсь по приказу.
Кукла с сердцем из ватина ожила в твоих объятьях.
Слёзы стали просто влагой, а не бусинками стразов.


Распахнуть свою бы душу, полюбить и быть любимой.
Но никто узнать не хочет то, что хочется игрушке
Счастья, радости и ласки. Остаюсь простой Мальвиной,
Что смеётся на дуэли Арлекина и Петрушки.


Слёзы душат из-под маски из лиможского фарфора,
Наблюдаю за руками, что меня по сцене водят.
Там, за ними – мой хозяин. Я устала от минора …
Быть безвольной безделушкой не по мне. Народ уходит:


На сегодня отыграли роли в дьявольском спектакле.
Снова заперта в кладовке до вечернего аншлага,
А вокруг бездушных кукол из папье-маше и пакли
Трупы. Им лежать на полках просто кажется за благо.

Я вдыхаю ветер жизни, зябко кутаюсь в накидку …
Сверху леска заставляет обнажить плечо. Я внемлю.
Дёргай!.. Дёргай посильнее, может быть, порвутся нитки -
Я свободной стать успею, прежде, чем упасть на землю.

( Виктория Скриган )


«Ожившая кукла»
Удивительная, как оказалось, судьба этой песни.

« "По ниточке, по ниточке ходить я не желаю…" - не правда ли, знакомые слова? Но мало кто знает, какие драматические, порой даже трагические события развернулись когда-то вокруг этой безобидной, на первый взгляд, песни.


Начнём с того, что молодая певица Катя Суржикова с "Песней куклы" заняла первое место на Международном конкурсе песни в Сопоте. Но это как раз и привело к большим неприятностям. Конкурс транслировался по системе "Орбита". Для жителей Дальнего Востока и Сибири Катя Суржикова ещё пела с телеэкранов "Песню куклы", а в Москве эту песню - победительницу конкурса! - уже вырезали прямо из эфира. Говорят, что сделано это было по прямому указанию одного из секретарей компартии, между прочим, известного борца с алкоголем. Партийному функционеру не понравились слова: "Эй, там, наверху, вы меня отпустите, без нитей невидимых я обойдусь!", подрывающие, на его взгляд, существующую систему.
Александр Жигарев, один из авторов текста, опубликовал в популярном тогда еженедельнике "Неделя" статью о бесцеремонном вмешательстве в эфир. В результате, главный редактор еженедельника был снят, а бедный автор статьи, воспринявший близко к сердцу эту неприглядную историю,
вскоре получил инфаркт и умер. »


( Взято отсюда. )



«Заслуженная артистка России Катя (Екатерина Ивановна)
Суржикова родилась в семье гениальных артистов.

Мама Вероника Александровна Станкевич в молодости была воздушной гимнасткой и работала в цирке, потом стала драматической актрисой.

Папа Иван Николаевич Суржиков - популярный исполнитель русских народных песен.
В 1978 году получила специальный приз конкурса эстрадной песни в Дрездене, в 1979 стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, а в 1985 - лауреатом международного конкурса в Сопоте. И, казалось бы, всё складывалось великолепно, если бы не постоянное замалчивание моих побед на родине.»



А я помню, смутно, но помню... то выступление Кати Суржиковой -
на м/н конкурсе песни в Сопоте.
Действительно - случилась не просто презентация песни, а её - песни - Праздник!
Такое незабываемое, красочное - представление, яркая ,
незабываемая театральная реприза!

И отзывов/откликов благодарных слушателей :

«-- Прочитал старые ветки из архива - голосование по самой сексапильной певице. И тут же вспомнил ее, о ком и забыл-то совсем - ну конечно, Катя Суржикова ! В сети почти ничего не нашел о начале ее карьеры. Что в Сопоте победила - и все. Она и сейчас где-то выступает и что-то записывает, но интересен именно период конца 70-х - начала 80-х, выступления с группой "Вечный двигатель". »

-- Вспомнились такие песни, как "Ожившая кукла " (по ниточке, по ниточке ходить я не желаю ), "Вечный двигатель" (вечный прыгатель :-), "Чарли Чаплин", "Чудо-Юдо"... В сети по поисковику пробилась любопытная и очень точная характеристика - русская певица-эквилибристка :-) »

http://www.tonnel.ru/concert/concert2888/37Naxne7sG_1265411723.9tonnel.mp3




«-- Был на ее концерте году в 81-м. В недавно открывшемся Доме Туриста на углу Ленинского и 26 Бакинских. Впечатление было сильным. Понравился и голос , и песни, но самое неотразимое - внешние данные и потрясающая сексапильность певицы. И она действительно вытворяла что-то невообразимое из циркового арсенала !
В узком кругу мог бы поделиться отзывами из мужской курилки во время антракта - мужская половина публики была в восторге и приподнятом настроении :-)
Мне показалось тогда, что возможно я попал на один из первых концертов будущей суперзвезды. Но увы, что-то не сложилось в дальнейшей карьере. »


«Минули, наконец, те времена, когда из политических соображений можно было запросто "зарубить" хорошее произведение. "Песня куклы" обрела поистине второе дыхание, её стали включать в свой репертуар многие известные мастера эстрады.»



Ольга Зарубина.

И тоже ведь творческая, так ярко стартовавшая, судьба - не задалась.



«Большинство исполненных ею песен были написаны специально для неё. Поэтому и звучат они так искренне и доверительно , неизменно вызывая сопереживание, сочуствие не только к песенным образам, но и к самой исполнительнице. Если прибавить к этому её обаяние, чистый проникновенный голос, который невозможно спутать ни с каким другим, становится понятным секрет её успеха.»



«Все творчество Ольги Зарубиной - это своеобразная исповедь глубоко чувствующей женщины о своей жизни с её радостями и печалями, надеждами и разочарованиями. Несмотря на присущий её песням драматизм, в них отсутствует безысходность и отчаяние, главенствует жизнеутверждающее начало. Потому и уготована им счастливая судьба... »


«Maryla Rodowicz (born as Maria Antonina Rodowicz, 8 December, 1945 in Zielona Góra) is a Polish singer.»

«Марыля Родович (польск. Maryla Rodowicz, настоящее имя - Марья "Марыля" Антонина Родович; 8 декабря 1945(1945) г., Зелёна-Гура, Польша) — известная польская поп-певица, также исполняет рок и фолк-рок. В 70-е годы была популярна в СССР.»


Необыкновенная! Яркая!
Неповторимая и неподражаемая!
То ли и впрямь - разноцветные кибитки, кочующие с великолепными песнями, то ли - разноцветная задорная ярмарка!?
Каждое её выступление - Событие!

И она, Марыля , конечно, спела эту песню!
А то!

В Сопоте же началa песня трудный свой путь!



Дёргай!.. Дёргай посильнее, может быть, порвутся нитки -
Я свободной стать успею, прежде, чем упасть на землю ...


Слушаем? Кто-кого.
Кто - Катю Суржикову.
Кто - Марылю Родович.
Кто - Ольгу Зарубину.
А можно и в забавном авторском исполнении :
Ожившая кукла - Владимир Шаинский.

«Ожившая кукла»

Музыка - В. Шаинского.
Слова - С. Алиханова и А. Жигарева.


На сцене я жизнью живу настоящей,
И светит в лицо мне живительный луч.



А там, за кулисами - маленький ящик,
В который меня запирают на ключ.


По ниточке, по ниточке ходить я не желаю,
Отныне я, отныне я, отныне я - живая.


По ниточке, по ниточке ходить я не желаю,
Отныне я, отныне я - живая.


(проигрыш)




К рукам моим тянутся тонкие нити,
Как будто на сцене без них я споткнусь.


Эй, там, наверху, вы меня отпустите,
Без нитей невидимых я обойдусь!


По ниточке, по ниточке ходить я не желаю,
Отныне я, отныне я, отныне я - живая.


По ниточке, по ниточке ходить я не желаю,
Отныне я, отныне я - живая.


И песни последней последняя нота
Уже прозвучала, и стихнет сейчас.


И тянет меня снова за руки кто-то,
Опять уводя за кулисы от вас.


По ниточке, по ниточке ходить я не желаю,
Отныне я, отныне я, отныне я - живая.


По ниточке, по ниточке ходить я не желаю,
Отныне я, отныне я - живая.


По ниточке, по ниточке ходить я не желаю,
Отныне я, отныне я, отныне я - живая.


По ниточке, по ниточке ходить я не желаю,
Отныне я, отныне я - живая.


Вот такая песенка. Об ожившей кукле.
В оригинале. И - превосходные её каверы.
А к странице - с пением и стихами - совершенно потрясающие работы
- живописные акварели - американской художницы Sarah Dixon.
Непревзойдённая мастерица живописать кукол.
У неё есть цикл полотен, который так и называется : Marionettes !

MARIONETTES CONCEPT STATEMENT


«This current body of work, “The Marionettes,” explores female identity through the images of fashion models depicted as puppet-dolls being manipulated by actual strings, as if they are, in fact, marionettes. The question posed here is asking the viewer: Do the myriad of glossy fashion magazines lure women into the unrealistic fantasy and desire to be breathlessly beautiful, dangerously thin, and exquisitely attired? Or are such gorgeous women, in fact, merely painted dolls, as implied with the suspended masks? The reverse side of each mask is an image based on African masks, real and imagined, that depicts the more primal, inner soul of a woman, not readily visible to the viewer.

*the paintings of the marionettes were inspired by photographs from a variety of fashion magazines and publications»


Education:
« M S Vanderbilt University Nashville, Tennessee 1 9 6 7
B S Baylor University Waco, Texas 1 9 6 3
University of California Berkeley, California 1 9 6 0

Sarah Dixon, in a nutshell, paints dolls. Native American Hopi dolls, porcelain baby dolls, and a scary German "Beltznickle" doll with a black mask and pointed white hat that invites immediate associations to Klansmen and Abu Gharib.

Just another elegant older woman, staying up until 3 a.m. in her Miami Circle studio. Painting dolls.

"I lose all track of time. I forget to eat. I become obsessed," she says, though the pearl necklace, slim figure and elegant black suit do not speak of unchecked manias.


Sarah Dixon, who works in oils and watercolor, divides her time between the San Francisco Bay Area and Atlanta. She brings to her work a background in dance and floral design that produces glorious, lyrical, and whimsical paintings rendered precisely and executed in vibrant colors. Both Atlanta’s luscious foliage and California’s bright sunlight and airy beauty are evident in her botanical works. These paintings incorporate intriguing symbolism and humorous surprises.



In addition to her botanical paintings, Sarah has created a series of “portraits” of antique dolls painted in a very contemporary manner. These paintings lure the viewer to step closer and relish in the luminous skin tones set against rich colors that surround the doll’s face, thus placing them in a modern context. One may ask: Are the doll portraits a comment on the “feminine mystique,” or are they merely lovely dolls to be admired?»


Играешь смешные роли, а грустные - очень редко ...
Весёлая симпатяжка, не верите - так взгляните!
Я знаю - тебе по нраву быть куклой-марионеткой,
Безропотно подчиняться вибрациям тонкой нити ...


Влюбляешься в Карабасов - наивно, по доброй воле,
Не ради чего-то “больше”, а просто - для интереса ...
А хочешь, в моём спектакле сыграешь в заглавной роли -
Не бедненькую дурнушку, а Mаленькую Принцессу?


Я знаю - не cовершенство, не будет обид и споров,
Попросишь старинный замок - с улыбкою сдам без боя ...
Не нужно играть актрису, влюблённую в режиссёра,
Поскольку в моём Tеатре достаточно быть Собою ...


Ты можешь не согласиться - и это твоя дорога,
Не буду давать советы, тебя унижать опекой ...
Но помни, что ты - не кукла, задумайся ради Бога!
И даже скорей не Бога, а всё-таки - Человека ...

( Игорь Приклонский. 5.07.2005 )

3 comments:

Anonymous said...

А ведь точно, была такая певица - Катя Суржикова... Помню, но смутно. Появилась она и пропала. А теперь читаю - заслуженная артистка России, оказывается. Надо же...

Ольга Зарубина - "На теплоходе музыка играет", Марыля Родович - "Kolorowe jarmarki". Вот такие ассоциации.

Нашла тут на инетовских просторах стихотвореньице

Кукольный маленький мир:
Мой кукловод, мой кумир…
В тёплых его руках,
В стихах
Порхала,
Мысли свои свивала,
Плела кружева!
Голова
От счастья кружилась…
Светилась
Огнём!
О нём
Мечтала… о нём…
С ним
Одним
Счастье своё представляла…
Не знала,
Не думала даже,
Что скажет: Ты не нужна!
Слышна
Кукольных слёз капель…
Теперь
Коробка – моя колыбель
С синтепоновым пухом…
Рухнул
Мой маленький мир…
Убил
Мой кукловод, мой кумир…

Мечта Марионетки(с)

и вспомнила себя 19-и летнюю... Такая же была наивная, любила, верила и надеялась, что всё будет хорошо и надолго.
А потом... а потом я больше никому не позволяла крутить-вертеть собой. Но зато сама сколько крови-то попортила и нервов поистрепала.
Получается, по-любому: кто-то из нас ведущий, а кто-то - ведомый. Кому какая роль нравится.

Трень-Брень said...

А ведь точно, была такая певица - Катя Суржикова... Помню, но смутно. Появилась она и пропала. А теперь читаю - заслуженная артистка России, оказывается. Надо же...

Угу...Я тоже думала, а куда она подевалась?
Забыли все о ней.

Ольга Зарубина - "На теплоходе музыка играет"

А у меня ...забыла, как песня называется - с Боярским она пела...

И ещё - любимая песня: "Я - снег" . Как-нить ( когда заснежит) помещу её в блог.

Нашла тут на инетовских просторах стихотвореньице

Аха... Я этот стишок тоже читала... ( если не ошибаюсь, где - то был ещё чей -то пародийный ответ( в стих. тоже форме) - рецензия на этот стих( запомнила, потому что и псевдоним-ник авторши созвучен со строками душеизлиянья.)

и вспомнила себя 19-и летнюю... Такая же была наивная, любила, верила и надеялась, что всё будет хорошо и надолго.
А потом... а потом я больше никому не позволяла крутить-вертеть собой. Но зато сама сколько крови-то попортила и нервов поистрепала.
Получается, по-любому: кто-то из нас ведущий, а кто-то - ведомый. Кому какая роль нравится.


С ума сойти.
Ты - да кровь попортила?
Кстати, абсолютно с тобой согласна: в юности( если в почти - не в детстве) эт именно такие вот - муки-страданья.

Бооже, какое было счастье, быть в чьих-то руках марионеткой( эт я сейчас уже понимаю)

И да, ты права: все мы меняемся ролями: кто - кукловод(ша), кто - маринетка.
А если обобщить - манипуляции они и есть манипуляции.

Anonymous said...

А у меня ...забыла, как песня называется - с Боярским она пела...

Кажись, "Так не должно быть".
Полазила по ютюбику, послушала её песни, некоторые из них вспомнила, но вот "Я - снег" не помню что-то.

С ума сойти.
Ты - да кровь попортила?


Ну, да... *замявшись и краснея* Что ли я - не женщина? :-)))
Моё второе имя - Язва. Да-да, меня один товарисч так и звал: Ну, Вы и Язва, говорит, Александровна :-)
Хорошо, что я подвела его, так...невзначай, к мысли, что ему со мной надо расстаться. А то б я бедному мужику всю его оставшуюся жизнь испортила (он же на мне жениться хотел, бедолага).
А, вообще-то, я придерживаюсь мнения, что излишества укорачивают отношения, а размеренность продлевает их на более длительный срок. Что и практикую. Пока все довольны: и я, и мой нонешний дружка. :-)
"Надо чаще встречаться"... Не надо.

« Не хочу ни любви, ни почестей ... »

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, ...