Monday, August 16, 2010

« А хочешь, я выучусь шить? »


Такую печаль я ношу на груди,
Что надо тебе полюбить меня снова.
Я больше не буду дика и сурова,
Я буду как люди! Вся жизнь впереди.



Её ль убаюкать, самой ли уснуть?
Такое не носят московские леди.
Такое, как камень с прожилками меди —
К ней страшно притронуться, больно взглянуть.



Такую печаль я ношу на груди,
Как вырвали сердце, а вшить позабыли.
Но те, кто калечил, меня не любили,
А ты полюби меня, очень прошу.



Такую печать я ношу на груди,
Что надо тебе полюбить меня снова.
Я больше не буду дика и сурова,
Я буду как люди! Вся жизнь впереди.

( Вероника Долина )



Удивительное творчество.

Лучше не скажешь:

« - Стихи - это бесценное противоядие. Принял - и выжил.
Вероника Долина много лет изготавливает эти капсулы ...»

Так не верь глазам, чужим голосам,

ни альтам не верь, ни басам.

А бери всеми пальцами мой бальзам

и уносись к небесам.

( Вероника Долина )



«Вероника Долина — российская поэтесса, одна из ярчайших представительниц бардовского движения. Писать песни и аккомпанировать себе на шестиструнной гитаре Вероника Долина начала в 15 лет. Большинство песен написано на ее собственные стихи, первый сборник вышел в 1989 году в Париже. Творчество Вероники Долиной удивительно самобытно, по манере исполнения ее не перепутаешь ни с кем.

— Вероника Аркадьевна, вы считаете себя в большей степени поэтом или музыкантом?

— Стихами я занимаюсь все-таки больше, чем музыкой. Я «самодельщик» и в том, и в другом, но в музыке «самодельщик» все же больший, чем в стихосложении. Стихи со своей ощутимой внутренней музыкой — это то, чем я занимаюсь уже много лет.»



Слушаем? Любуемся?
Наслаждаемся - необыкновенным, лёгким ... мудрым слогом?

« А хочешь, я выучусь шить? »

Стихи - В. Долина.
Музыка - В. Долина.
Исп. - В. Долина.





И не то чтоб со мною был прежде знаком,
И не то чтобы мною был прежде иском —
Так и жили, не предполагая ...

( Вероника Долина )



А хочешь, я выучусь шить?
А может, и вышивать?



А хочешь, я выучусь жить,
И будем жить-поживать?



Уедем отсюда прочь,
Оставим здесь свою тень,



И ночь у нас будет ночь,



И день у нас будет день.



Ты будешь ходить в лес



С ловушками и ружьем.



О, как же весело здесь,



Как славно мы заживем!



Я скоро выучусь прясть,
Чесать и сматывать шерсть.



А детей у нас будет пять,



А может быть, даже шесть ...



И будет трава расти,



А в доме топиться печь.



И, Господи, мне прости,



Я, может быть, брошу петь.



И будем, как люди, жить,



Добра себе наживать.



Ну, хочешь, я выучусь шить?



А, может, и вышивать ...



А к странице со стихами В. Долиной и с мудрым её стихо-пеньем ---
необыкновенные работы ( живопись и графика)
современной Американской художницы Marilyn Murphy.

Да , все персонажи сюрреалистичных её зарисовок выглядят несовременно,
несколько странно - по времени - ретро:
graphite drawings of retro-looking people in surreal, unlikely activities ... ,
но все работы писаны в настоящем времени.
И мне так кажется, как нельзя точно иллюстрируют мудрые напевы :
Ну, хочешь, я выучусь шить? Печь? Вязать?
Много ль ей обещано?... - иглы да клубок.



« Marilyn Murphy is an artist from Tulsa, Oklahoma, and Professor of Art at Vanderbilt University.
Her work has been shown in more than two hundred and sixty exhibitions nationally and abroad.

Recently, she has had solo exhibitions at Carl Hammer Gallery in Chicago and Cumberland Gallery in Nashville.

Marilyn Murphy's oil paintings, drawings, and prints create curious situations from what appears to be everyday life often with a surprising twist.

A Professor of Art at Vanderbilt University, her work has been shown in more than 270 exhibitions nationally and abroad in such places as the National Academy of Design, The Drawing Center in New York, and the Perc Tucker Gallery in Australia.

A recipient of numerous awards, she has curated more than 30 exhibitions and her work is in many public and private collections including the Kemper Collection, Huntsville Museum of Art, the Boston Museum School, and the Prudential and Bridgestone Collections.

In 2004, the Frist Center for the Visual Arts presented a retrospective
of the last 25 years of her work entitled “Suspended Animation.”
Her work was also included in New American Paintings #64. Professor Murphy's work can be seen at the Carl Hammer Gallery in Chicago and Cumberland Gallery in Nashville.



Those of us who know and love artist Marilyn Murphy understand that jello is a particular passion of hers, although it’s unlikely she’ll ever make any, or even eat any, for that matter. She likes to look at it and think about it doing strange things, taking on inappropriate size and bulk, and then she likes to draw and paint it.

Jello is just one of her many preoccupations, and it is featured prominently in her prodigious work, as are numerous other fluffy desserts, DC-3 airplanes, diving figures, weird machines, spectator pumps, and clothing and hair from the 1940s. She enjoys things that drape, like tents and bedspreads, and floating things like clouds and bits of paper and balloons—especially if there’s something dangerous and menacing looming nearby, preferably
a cane fire or a tornado.


The surrealist vision of another world she has created in her over 30 years as an artist and educator comes from her feverish imagination and dreams and her formidable intellect. She is a healthy sense of play married to a fierce work ethic, combined with a genuine creative talent. Above all else, Marilyn Murphy is a storyteller. But her medium of expression isn’t words—it’s images she draws with pencil or paint.

She grew up in Tulsa, Oklahoma, was parochially educated, and attended Oklahoma State for her B.F.A. and the University of Oklahoma for her M.F.A. in art. She had a nice, middle-class upbringing in a family that prized education and learning. She is a Professor of Art at Vanderbilt University and has been represented for 28 years by Cumberland Gallery in Nashville. Owner Carol Stein says, “Marilyn has it all—technical proficiency, a unique vision, and a provocative approach to her art.”

Since her father worked for American Airlines, I assumed he was a pilot. Not so, I learned when I sat down recently with Marilyn for this interview.
It was her mother who was the pilot ...

Marilyn Murphy’s need to explore how and why things work, her love of the surreal and things that fly and flip, her fascination with odd mechanical objects, weather formations and, yes, even jello, surprise and delight us. Likewise, her skill as
an artist allows her to carry this vision.»

( by Linda Leaming)



Ежели забрезжило - слушай, голубок ,
Чего хочет женщина - того хочет бог.
Впроголодь да впроголодь - что за благодать,
Дай ты ей попробовать, отчего ж не дать?



Много ль ей обещано - иглы да клубок.
Чего хочет женщина - того хочет бог.
Если замаячило, хочет - пусть берёт,
За неё заплачено много наперёд.



Видишь, как безжизненно - тих - её зрачок?
Кто ты есть без женщины, помни, дурачок,



Брось ты эти строгости, страшные слова,
Дай ты ей попробовать, дай, пока жива.

Дай ей всё попробoвать, дай, пока жива ...

( Вероника Долина )

2 comments:

Anonymous said...

Попробовала зайти из дома по методу Химеры. Кривовато, но получилось! Спасибо ей еще раз!

Классно ты, Трень-Брень, подбираешь музыку и картины! Не устаю восхищаться.
Похоже, у этой художницы какие-то сложные отношения с едой. Наверное, на диетах постояннно...
Ka.

Трень-Брень said...

Попробовала зайти из дома по методу Химеры. Кривовато, но получилось! Спасибо ей еще раз!

Ой, Ка! Привет! Кaк я рада тебя снова здесь узреть! Ура!( спасибо нашей Химере)

Классно ты, Трень-Брень, подбираешь музыку и картины! Не устаю восхищаться.

Спасибо, Ка!
Вот. Подбираю. Такое образное мышленье(с) Даже и не знаю, чего и делать? Иногда в реальной жизни такого "насочиняю", общаясь с людьми. Мысленно "пририсую" то и это. С. Дали etc. отдыхает.

Похоже, у этой художницы какие-то сложные отношения с едой. Наверное, на диетах постояннно...

Не думаю. То, что плюшки/тортики/огурчики etc. в воздухе витают - на полотнах, может, и не говорит о том, что она - на диете. Просто она своеобразно, в своих сюрреалистичных зарисовках, верно "вычлинила" нечто, соединяющее( и разьединяющее) в вечном противостоянии(?) : мужчина & женщина.
Где-то так.

« Не хочу ни любви, ни почестей ... »

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, ...