Friday, August 6, 2010

«Деревня — смертная пурга, метелит друга и врага ... »


Деревня — сон бревенчатый, дублёный,
Овинный город, празелень иконы,
Колядный вечер, вьюжный и калёный.
Деревня — жатва в косах и поняве,
С волынкою о бабьей лютой славе,
С болезною кукушкою в дубраве.
Деревня — за кибиткой волчья стая —
Вот-вот настигнет, сердце разрывая,
Ощеренной метелицею лая!
Свекровь лихая — филин избяной,
Чтоб очи выклевать невестке молодой,
Деревня — саван, вытканный пургой,
Для солнца упокойник костяной.


Рученек не разомкнуть,
Ноженек не разогнуть —
Не белы снежки — мой путь!
Деревня — буря, молний наковальня,
Где молот — гром, и тучи — котовальня,
Что треплют шерсть — осинника опальней;
Осинник жгуч, багров и пестр,
Ждет волчьих зим — седых невест,
С вороньим табором окрест.
Деревня — смертная пурга,
Метелит друга и врага,
Вонзив в безвестное рога,
Деревня — вепрь и сатана ...
Но ронит коробом луна
На нивы комья толокна.
И сладко веет толокном
В родных полях, в краю родном,
Где жаворонок с васильком
Справляют свадьбу голубую.
В республике, как и в России,
Звенят подснежники лесные,
Венчая пчелку восковую.
Хватит воску на березку,
Запряглась луна в повозку,
Чтобы утро привезти
По румяному пути!

( Николай Клюев. 1932 )



Одна из самых трогательных песен ретро-коллекции.
Слушаем В. Тихонова с его песенкой о деревне?
Как же он был хорош в этом незатейливом киношко, где слушалось дело,
которое было в Пенькове.
Кстати, я читала повесть С. Антонова ( эт его дочка - Ольга Сергеевна Антонова -
блистала в великолепном 2-х серийном ТВ киношко
"Почти смешная история ", но б этом как нить - позже)
Фильм слово-в-слово озвучен, как и повесть.
Занятно.
Никаких ( почти - кроме одной фразы) "купюр".



Так вот.
До чего незабываем и хорош был он - якобы тракторист Матвей/Тихонов
( рази кто-нить поверил, что он - тракторист? С таким-то лицом.
С такими -то очами! С такими -то руками?
Да и ладно ... Несказанно был хорош. )
Как проникновенно и искренне он напевал, склонив к рыдающей - о любви непрошеной - гармони - буйну свою головушку, как взирал - серыми своими,
грустными очами - в сердце каждой из нас:

От людей на деревне не спрятаться ...



«"Дело было в Пенькове" — советский художественный фильм,
снятый в 1958 году режиссёром Станиславом Ростоцким.»

«От людей на деревне не спрятаться»

Муз. - К. Молчанов.
Сл. - Н. Доризо.
Исп. - В. Тихонов.

От людей на деревне не спрятаться - Анна Литвиненко с сёстрами.
От людей на деревне не спрятаться - Вячеслав Тихонов.
От людей на деревне не спрятаться - Владимир Трошин.





Должно быть — за той рощей

Деревня, где я жила,
Должно быть — любовь проще
И легче, чем я ждала.

( Марина Цветаева. 13 мая 1916 )



От людей на деревне не спрятаться,




Нет секретов в деревне у нас.



Не сойтись, разойтись, не сосвататься



В стороне от придирчивых глаз.



Ночью в роще такая акустика,



Уж такая у нас тишина:



Скажешь слово любимой у кустика -



Речь твоя всей округе слышна.



Но не бойся, тебя не обидим мы,



Не пугайся земляк земляка.



Здесь держать можно двери открытыми



Что надежней любого замка.



За полями, садами, за пасекой



Не уйти от придирчивых глаз:



Всем, кто держит свой камень запазухой -



Ох и трудно в деревне у нас …



А к страничке с этими напевами и к стихам о деревне - деревенские сюжеты
Британского художника Richard Adams.
До чего великолепны - в потешности - живописанья деревенского быта!
Подумалось: a какая разница, кто живописал о деревне?
Есть, конечно - различия( чит. В. Брюсова), но главная тональность - одна.



«Richard Adams was born in Hampshire in 1960. His family later moved to Wiltshire where he was brought up amidst the south Cotswold countryside, a landscape that has had a strong and lasting influence on his work.

All Richard Adam's paintings are produced using chalk pastel. They are then fixed and soaked in a special varnish that leaves an impervious surface.

Richard Adams received a BA Hons in Graphic Design at Leicester Polytechnic, followed by a number of years in London producing images for clients including the Radio Times and BP. He has exhibited regularly in London and elsewhere in the UK to great acclaim, and internationally in Sydney, Washington, Bremen and Madrid. Richard Adams moved to Sussex in the mid 1990s where he now lives with his partner and two young children.


There is so much going on in Richard Adams’ paintings, bucolic scenes from a mythical, slightly naughty, rural England of his imagination.

Manor houses, village greens, walled gardens and beaches all feature, places where the sun is shining, and rosy-cheeked women wear sprigged cotton dresses.

It is a place which Richard likes to imagine, and where his fans are happy to be led.

He specialises in crowd scenes; crowds, that is, in a good mood, usually tippling some cider, romping in the hay, feasting at a harvest supper in a tithe barn, or giggling at a portrait on a gallery wall.

His subjects range from two naked women in a chintzy cottage bedroom, a mermaid being watered as she reclines on a trolley on the platform of a small Devon station and, on an allotment, a woman in a shed covering her modesty with cabbage leaves.

The fun keeps coming in his latest exhibition, Summer Passions, which is now on at Hybrid Art and Design in Honiton, East Devon, and will run until August 22.

Richard says: “I like old-time stations and gardens and old manor houses – luckily. that is the sort of thing that other people like.”

While Richard lives at Rye in East Sussex, he exhibits regularly at the Hybrid in Honiton, which is run by Jacqueline Hollister and Tim Woolgar, and at Combe House at nearby Gittisham, a honey stone Elizabethan country house hotel – just made to appear in a Richard Adams painting.



Hotel proprietors Ken and Ruth Hunt first commissioned him to paint their cavernous Georgian kitchen, which he did, using the staff as models for a scene of joyous feasting beneath the ancestral portraits. He will exhibit next at Combe House on October 4.

Devon Stop, featuring a crowded railway platform, complete with retro holiday poster of the red cliffs of Devon, was painted especially for the present exhibition.

Richard is inspired by the Cotswolds, where he grew up, the Sussex countryside around Rye, and also the quays and fishing villages of Cornwall – he holidays each year in St Ives.

He explores a fresh perspective in his painting Summer Quay, which looks down from the air at two jauntily dressed women peering down from the stone harbour at a fishing boat below.




Another captivating new work features the summer show at the Royal Academy, which gave Richard an opportunity to imagine 20 paintings on the gallery walls.

As with all his paintings, the more you look the more you see.

A man in checked trousers is asleep on a velvet bench in the centre of the room, while a woman munches on sandwiches, and, in a touch of the surreal, a pram contains a fish.

In the background, a clutch of small girls in boaters and blazers are staring open-mouthed at a reclining nude male statue.

“The thing with this one is that I enjoyed doing it, and if I enjoy doing a painting it comes out in the picture,” Richard says. “You can see when I’ve had fun with it.”

The Hybrid exhibition includes some limited edition signed prints of some of Richard’s earlier work.

These include The Farmer’s Wife, in which a naked woman clutching a flagon of cider hitches a ride on the back of her husband’s tractor, one of his most popular prints.

Richard paints in chalk pastels – “sophisticated crayons”, he calls them – and over the years his paintings have become more detailed as he becomes more skilled at his medium.

Jacqueline and Tim have been exhibiting Richard’s work since his early days as an artist, at the beginning of the 1990s – first at their gallery in Columbia Road in London, then in Honiton, where they opened their gallery three years ago.

Richard was for many years an illustrator, but it has always been his ambition to be a painter. With his humorous pastoral work, he has found his niche.


“I think what people respond to is the humour and joy in Richard’s paintings,” Jacqueline says.

“There is nothing depressing in them – there is a bit of mystery in them, but there isn’t anything that is not life-affirming. That is what people enjoy; they make them smile, they make them feel good.”

Richard Adams is exhibiting at Hybrid Art and Design, 51 High Street, Honiton,
East Devon, until August »



Пусть вечно милы посевы, скаты,
Кудрявость рощи, кресты церквей,
Что в яркой сини живут, сверкая, —
И все ж, деревня, прощай, родная!

Обречена ты, обречена ты
Железным ходом судьбы своей.
Весь этот мирный, весь этот старый,
Немного грубый, тупой уклад



Померкнуть должен, как в полдень брачный
Рассветных тучек узор прозрачный,
Уже, как громы, гудят удары,
Тараны рока твой храм дробят.

Так что ж! В грядущем прекрасней будет
Земли воскресшей живой убор.
Придут иные, те, кто могучи,
Кто плыть по воле заставят тучи,
Кто чрево пашни рождать принудят,
Кто дланью сдавят морской простор.



Я вижу — фермы под вязью клёнов;
Извивы свежих цветных садов;
Разлив потоков в гранитах ярок,
Под лёгкой стаей моторных барок,
Лес, возращенный на мудрых склонах,
Листвы гигантской сгущает кров.



Победно весел в блистаньи светов,
Не затенённых ненужной мглой,
Труд всенародный, труд хороводный,
Работный праздник души свободной,
Меж гордых статуй, под песнь поэтов,
Подобный пляске рука, с рукой.



Ступив на поле, шагнув чрез пропасть,
Послушны чутко людским умам,
В размерном гуле стучат машины,
Взрывая глыбы под взмах единый,
И, словно призрак, кидают лопасть
С земли покорной ввысь, к облакам.

( Валерий Брюсов. 22 июля 1920 )

4 comments:

Anonymous said...

Дважды пересмотрел. Сперва, в стремлении прочувствовать то, что заложила Трень-Бренька. Так всегда у меня, и..,чую, удалось. Однако в итоге..- английский художник скрашивал.. Упс, а слушал при этом Тихонова. Ладно , думаю переслушаю-пересмотрю.... ;))
Кстати, простите меня сирова, а Брюсов случаем не гекзаметром пишет данные стихи? Что-то похоже. Могу ошибаться, имею право ...
Voxel

Anonymous said...

Удивительно: художник британский, а деревня у него такая родная получилась. Очень понравились картинки. И Тихонова в этом фильме обожаю, пусть на тракториста ни разу и не похож.
Ka

Трень-Брень said...

чую, удалось
Voxel, да я и не сомневалaсь, что удастся.

гекзаметром пишет данные стихи

Нет, наверное. В. Жyковский, А. Пушкин писывали шестимерным стихом. Из поэтов Серебряной поры гекзаметром ведь писали К. Бальмонт, Вяч. Иванов.

В основном, имхо - пользовались таким "строеньем" - в переводах.

Трень-Брень said...

Удивительно: художник британский, а деревня у него такая родная получилась.

Вот. Именно. Родная.

И Тихонова в этом фильме обожаю, пусть на тракториста ни разу и не похож.

Ка, я тоже обожаю. Но ведь - не тракторист, нет. Но это и неважно.

« Не хочу ни любви, ни почестей ... »

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, ...