Monday, March 14, 2011

« Свет в окошке нужен мне, свет в окошке. Только, видно, не дано ... »


Любить... не стоит труда.
                                        (Лермонтов)

Любовь, как истина, темна и, как полынь,
Горька. И соль все солонее с каждым пудом.
Пора менять пейзаж. Нельзя же быть верблюдом
Весь век, ad finem, до последнего "аминь".

Конца не будет череде ученых книг.
Словарь в пустыне - невеликая подмога.
Блажен, кто духом тверд и в истину проник.
Но истин много, много...






Порой фортуна предо мною, как во сне,
Встает - и вижу, что глаза ее незрячи.
Дразня обилием, из года в год богаче,
Ее сокровища подмигивают мне.

Краду!.. В наш век один ленивый не крадет.
Беру запретный плод и звонкую монету.
Слепа судьба и даже ухом не ведет.
Но счастья нету, нету...






"Воспрянь, - внушает мне мой ангел-проводник, -
Терпи, полынь пройдет, начнутся цикламены.
Равно полезен мед любви и яд измены
Тому, кто духом тверд и в истину проник."



"Ты прав, - киваю я, - измена пустяки.
Любовь важней, но и она трудов не стоит..."
И взор мой весел, и стопы мои легки.
Но сердце ноет, ноет...

( Михаил Щербаков. 1985. )




Следующая тема (с  ещё одной , вчера обещанной, песней)
предвосхищена не только поэзией любимого, повторюсь , М. Щербакова, 




( какие мудрые строчки, не перестаю изумляться) 
но и афоризЬмами/уже/цитатами из творчества - уверена - многими читаемого 
( в своё время, и может даже перечитываемого) 
Эрих Марии Ремарка/ Erich Maria Remarque / born Erich Paul Remark.
(22 June 1898 – 25 September 1970) 

 Когда-то ( кое-где; все помнят, да? ) 
зашёл разговор о том, какая его книга более памятна?
 Все наперебой вспоминали "Трёх товарищей".
Все, наверное, кроме меня?




А впрочем, вспомню-как тот "разговор" и помещу его  - здесь:

Трень-Брень:  «Все романы Ремарка читаны. Давным-давно.
Сейчас словила себя на мысли, что ( чего за собой никогда не замечала, хотя в посл. время - всё чаще и чаще...) друг захотелось всё перечитать... Или - не стОит?
Ведь обязательно: особых открытий может и не случиться ( всё ж давно читано и пережито , и ( местами ) - весьма памятно ) , а кой-какое ( если - не ого-го-какое?! ) разочарование постигнет?
Но, помнится , была всецело увлечена творчеством Ремарка.
И самое-самое любимое произведенье из всех его - "Триумфальная арка".
(или, может быть, перевод с немецкого - Б. Кремнева и И. Шрайбера -
так великолепен, что роман читался взахлёб? )
Доктор Равик - любимый литературный герой изo всеx мужеских литературных персонажей ( зарубежья), этакий - точный авторский литературный портрет.
А впрочем, Ремарк досконально и кропотливо "прослеживал" 
в судьбах своих героев судьбу - и свою, и своих близких. 
И ещё раз (типа, сама себе противоречу) - впрочем: а чью ж ему судьбу прослеживать?
Ведь в каждом лит. произведении чувствуется авторское присутствие. Но в романах Ремарка это присутствие в разы - ощутимей, то бишь - читаемей.
Ни одно из произведений (имхо) Ремарка не сравнится с "Триумфальной аркой" по накалу и событий, и страстей, с филигранной выпиской характеров и ясностью мыслеподачи.
"Три товарища" - на мой вкус - весьма и весьма скушный роман. 
( и сам роман , и все три товарища - в нём  )
*зевнула, припоминая, как тяжко и занудно он читался*
Уж и не знаю, почему, как только речь заходит о творчестве Ремарка, сразу же идут в ход "Три товарища" с последующим их восхвалениeм?
Вообще, согласна с мнением уважаемого собеседника - merana :

merana пишет:
-- Не будучи связанными едиными персонажами и будучи написанными совсем не хронологически последовательно, его романы "На западном фронте...", "Возвращение", "Черный обелиск", "Три товарища, "Возлюби ближнего своего", "Триумфальная арка", "Тени в раю"... это настоящая хроника одной судбы.».
================



Так вот - цитаты.
Всколыхнули, если не всю душу, то - внушительную её часть:
Не все, конечно, выборочно ( под настроенье) 
Но самую  - для меня сейчас - важную цитатy из Э. М. Ремарка я не поместила. 
Но она мне здорово помогла. 


 *
Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Другого быть не может.
*
Когда ещё хочется жить, то это значит, что есть у тебя что-то любимое. Так, конечно, тяжелее, но вместе с тем и легче…
*
Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.
*
Очень страшно ждать чего-то… страшно, когда ждать уже нечего.
*
Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.  
*
Человек без любви всё равно что мертвец в отпуске.   
*
Чем меньше человек заботится о своем душевном состоянии, тем большего он стоит.  
*
Раскаяние — самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее.
*



*
Страшно, как все, к чему прикасается тело — постель, белье, даже ванна, — лишившись человеческого тепла, мгновенно мертвеет. Утратив тепло, вещи становятся отталкивающими.  
*
Люди любят друг друга, и в этом — всё.
*
Счастье никогда не бывает полным, когда его переживаешь, полным его делают воспоминания.
*
Забыть... Какое слово! В нем и ужас, и утешение, и призрачность. Кто бы мог жить, не забывая? Но кто способен забыть всё, о чём не хочется помнить? Шлак воспоминаний, разрывающий сердце. Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить.
*
Странно, каких только путей мы не выбираем, чтобы скрыть свои истинные чувства.
*
Настоящая любовь не терпит посторонних.
*
Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой.
*
Женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.
*
Чудо всегда ждёт нас где-то рядом с отчаянием.
*


( Эрих Мария Ремарк / Erich Maria Remarque )




А ещё одна песня - проосто потрясающая, вынимающая душу по кусочку,  
песня на стихи А. Шепелёва. Его же музыка.
Исполняет снова - И. Сурина.
Слушаем? 
А прежде читаем - тоже душупереворачивающие -
великолепные поэтические строки М. Щербакова? 
Огорчаемся?
Мудреем от   точныx  - попаданием
в цель! - изречений умницы Эрих-Марии Ремарка?
Любуемся - снова?







Вы нам простите, если что,
Мы ж, если что, простим вам тоже.
Какие могут быть упреки, (право)
Коль так ничтожна их цена.
Мы пожелали вам добра,
Вы пожелали нам того же,
И мы шагаем по дороге,
И не кончается она.
Хозяйка вашего стола,
Прощаясь, так на нас смотрела!
Но прервала на полуслове (как бы)
Она признание свое.





Мы не увидимся вовек,
И что сказать она хотела -
Для нас останется загадкой.
А может быть - и для нее.
А завтра будет новый день,
К вам новый путник постучится,
И будут новые заботы (снова)

Сменять былые каждый час.
Мы не увидимся вовек,
И потускнеет, запылится
И затеряется бесследно
Воспоминание о нас.
Утихнет ветер, ляжет пыль,
Все успокоится в итоге.
Но кто сказал, что мы несчастны - (словно)
Живем терзаясь и терпя?
Напротив, нам-то хорошо,
Ведь мы шагаем по дороге,
А там у вас все так непрочно,
Поберегите же себя.

( Михаил Щербаков.1984. )




«ДОСТАТОЧНО» 

Муз. - А. Шепелёв.
 Сл.- А. Шепелёв.
 Исп.- И. Сурина.




Достаточно того, что скоро зима,
И ветер вот-вот оборвёт пожелтевшую совесть.




Достаточно того, что знаю сама.
Оставь мне на память свой взгляд.




Достаточно того, что дом опустел,
А ты далеко и никто ни за что не в ответе.



 
Достаточно того, что ты так хотел.
Оставь мне на память свой взгляд.



Достаточно того, что близится ночь,
И прожитый день никому и ничем не
исправить.



Достаточно того, что нечем помочь.
Оставь мне на память свой взгляд.




Достаточно того, что просто нет сил -
Просто тебя мне никто и ничто не заменит.




Да, да, достаточно того, что всё же ты был.
Оставь мне на память свой взгляд...



 
Да, да, достаточно того, что всё же ты был.
Оставь мне на память свой взгляд...




Да, да, достаточно того, что всё же ты был.
Оставь мне на память свой взгляд ...




Ну -  вот так. 
Получилось, если ... - не скомканноe, то - обо всём и обо всех - по-немногу, да?
А к странице, к очень-очень непростой,  очень грустной... подумалa-подумала
и взялa совcем другую живопись.
 Ну...- во-вторых, новый же день настал.
А во-первых... именно эта живопиcь, как мне кажется,  верно создаёт настрoение к теме , и к музыке со стихами/изреченьями и -  к  моему личному сегодняшенему  настроению.
 Сумерки - на душе ... (с)
Словом, кому надо - поймёт, кто не поймёт, тому - не надо ...

Вот так вот. 
Современая вполне песенка, а живопись  - старинная. 
Но "звучит" она , так мне кажется  - очень современно. 
Столько тоски и боли, столько невыразимой грусти, столько безысходного одиночества - в тревожных чёрно/белых штрихах , в нежной пастели, в карандашных ли цветных зарисовках,  в "негромких"  живописных разливах акварели. 
Такой...- многотемный, многозначительный символизм.

Leon Spilliaert /  Леон (Петрус-Людовик) Спиллиарт .
 


«Леон Спиллиарт (нидерл. Leon Spilliaert, 28 июня 1881, Остенде — 23 ноября 1946, Брюссель) — крупнейший бельгийский художник-символист.


 28 июля 1881 Остенде, Западная Фландрии -
23 ноября 1946 Брюссель 
Его начальными источниками вдохновения были бутылки и флаконы, которые он видел в магазине парфюмерии своего отца в Остенде. 

В 1889 он учился некоторое время в Terenacademie в Брюгге. Его ранние работы, уже пропитанные символикой, были написаны под воздействием чтения Фридриха Ницше и Мориса Метерлинка.

С февраля 1903 по январь 1904 он работал для брюссельского издателя Эдмонда Демана, совместно с Эмилем Верхареном, 
который поощрял его начинания.
В 1904 Спиллиарт находился в Париже, где вошел в круг друзей Пикассо и познакомился с работами Мунка и Тулуз-Лотрека, которые оказали на его творчество большое влияние.

Язва желудка, которая привела его к бессоннице, превратила его в ночного бродягу.






( Памятник в Бельгии )

 И это дало начало неисчислимым работам в смеси акварели, пастели, окрашенной карандашом и китайскими чернилами. Они показывалили красоты его родного города Остенде ночью: пустынные дамбы и причалы, галереи, уличные фонари, сияющие через туман и туман. Между 1907 и 1913 он развивал оригинальную форму символизма с оттенком экспрессионизма.
Он рисовал многочисленные автопортреты, его работы погружались в меланхолию (например. Женщина в Поезде, 1908; Брюссель). 




Он также создал геометрические пейзажи, основанные
на абстракции.

Леон Спиллиарт был ярчайшим представителем символизма в искусстве Бельгии, при этом известны и его живописные, и графические работы. В живописи Спиллерта преобладают тёмные тона или хорошо очерченные контрасты между тёмным и светлым. Через всё его творчество проходят несколько тематик: женские фигуры, часто гротескные; натюрморты, очень простые по компоновке и выдержанные в очень строгих тонах; столь же простые пейзажи. часто с лестницей или дорожкой света на воде.




Художник был человеком очень независимым и беспокойным по характеру, 
работал всегда в полном одиночестве. 
О себе он как-то сказал: 
"Я прожил свою жизнь одиноко и грустно, окруженный стеной холода". »




« Leon Spilliaert.

b Ostend, 28 July 1881; d Brussels, 23 Nov 1946).

Belgian painter and designer. His initial sources of inspiration were the bottles and flasks he saw in his father’s perfumery shop in Ostend. 
However, in 1889 he studied briefly at the 
Terenacademie in Bruges

His early work, already impregnated with Symbolism, was fed by his readings of Friedrich Nietzsche and Maurice Maeterlinck, for example. From February 1903 to January 1904 he worked for Edmond Deman, the Brussels publisher associated particularly with Emile Verhaeren, who encouraged him. In 1904 Spilliaert stayed in Paris, where he was on the fringe of Picasso’s circle and discovered the work of Munch and Toulouse-Lautrec, whose influences he acknowledged. He continued to spend most winters in Paris to keep in touch with the city’s cultural life. A stomach ulcer that gave him insomnia turned him into a nocturnal stroller, which gave rise to innumerable works in a mixture of watercolour, pastel,  coloured pencil and Chinese ink. 




They revealedthe beauties of Ostend by night: deserted dykes and quays, arcades, street-lamps shining through fog and mist. Ditch and Casino at Ostend (1908; Brussels, priv. col.) prefigures de Chirico. Between 1907 and 1913 he developed an original form of Symbolism, tinged with Expressionism and governed by a strict sense of synthesis. He painted numerous self-portraits, works steeped in mystery and melancholy (e.g. Woman in the Train, 1908; Brussels, Mus. A. Mod.) and those inspired by the contrast between a solitary figure and the vastness of the sea or sky (e.g. Woman Bather, 1910; Brussels, Mus. A. Mod.).





He also created geometric landscapes that verged on abstraction and were unique for the period (e.g. Woman on the Dyke, 1908; Brussels, Mus. A. Mod.). At the same time he was developing Art Nouveau motifs as in Pietà (1910; Brussels, Mus. Ixelles), where whiplash arabesques animate the waves. 
From 1912 he executed large-scale pastels (900*700 mm) of various
harbour scenes, with large schematized figures that influenced Constant Permeke (e.g. Fisherman’s Wife, 1912). He moved in literary and cultural circles and was a friend of the Belgian playwright Fernand Crommelynck, as well as of Stefan Zweig who had followed his career from its beginnings.»




============

Оставлю всех, пройду повсюду,
Пускай ни с чем, но не в долгу.
Себя раздам, тебя забуду,
Мне все равно, я все могу.

A вот душа... она не может,
Небесный свет в нее пролит,
Неясный зов ее тревожит,
Она поет, она болит.





И пусть вдали над цепью горной
Уже взлетел, уже возник
Мой монумент нерукотворный,
Я сам себе его воздвиг.

А все ж душа ему не рада,
Не укротить ее никак.
Она парит, и ей не надо
Ни гор златых, ни вечных благ.

Когда ж беда сомкнет объятия,
Ничем я ей не возражу.
Родимый край пришлет проклятья,
В чужих краях ответ сложу.

И лишь душа неколебима,
В грязи чиста, в беде честна.
Все так же ей горька чужбина,
И сладок дым отечества.

( Михаил Щербаков. 1985 )



   Ах, платочек, ах, тесьма...
    Пара строчек из письма
      И пристанище, сокрытое туманом.
    Ах, чужая сторона,
      Светлых дум похорона,
      Как ристалище, поросшее бурьяном.

Амулеты прошлых лет:
Василька засохший цвет,
Перья птички суетливой, осторожной...
Улетела насовсем
В край увядших хризантем.




Мне же был стократ дороже подорожник.
Приучился рисковать
И рискую ревновать,
И, наверно, растрясу любовь на крошки.
Ничего не нужно мне,
Нужен только свет в окне.

Свет в окошке нужен мне, свет в окошке.
Только, видно, не дано.
И окно твое черно.
Ах, цветочек, пара строчек эмигранта.
И по темным городам
Я скитаюсь тут и там,
Ни пристанища, ни Бога, ни таланта.





Я забыл родной язык.
Я к чужим местам привык.
Даже старости не боюсь, даже смерти.
Нет окошка, нет огня.
Только мучает меня
Незаконченный рисунок на мольберте.
И дрожащий карандаш
Холст берет на абордаж.

Тот же август, та же степь и подорожник.
Приучился рисковать
И рискую рисовать.
Я художник, я пока еще художник.
... Напишу тебе письмо,
Отошлю платок с тесьмой,
Василек сухой и перышко трясогузки.




И картину допишу,
Но, наверно, согрешу
И возьму и подпишу ее по-русски...

("Песенка эмигранта". Михаил Щербаков.1981. )


3 comments:

Anonymous said...

И что теперь? Всё!? Да? Да??

Трень-Брень said...

Так-так-так-так...

А давай-ка не выносить сор из избы(с)? Может, ДОМА поговорим, по-возможности -- спокойно? Но ты же НЕ хочешь - ДОМА?

P.S. ты можешь мне возразить, и наверняка - возразишь, что я выношу сама, то и это - из избы.
Но у меня остался только этот - один способ - мой блог, чтоб : или "разрулить" ситуацию или...её, как гвоздик - навсегда заколотить...по самую шляпку.

Anonymous said...

"Вот и славно, пам-пам-пам!"(с)
Температура повышается!
" ДОМОЙ! Полный газ и прошлое осталось внизу пеленой!"(с)

« Не хочу ни любви, ни почестей ... »

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, ...